05.09.2005 Чтобы взносы вернулись пенсией
Для учета страховых взносов в системе Пенсионного фонда была создана служба персонифицированного
учета. В этом году ей исполняется 10 лет. С вопросами о работе этой службы, о
ее значимости для каждого гражданина мы обратились к управляющему отделением Пенсионного
фонда России по Тверской области Евгению Шамакину.
- Евгений Александрович, для чего и как создавалась служба персонифицированного
учета?
- В августе 1995 года было принято постановление Правительства Российской Федерации,
в котором была поставлена задача обеспечить персонификацию учета страховых взносов,
перевод обезличенной государственной системы социального обеспечения на принципы
социального страхования за счет средств работодателя и самого работника.
Наша область одной из первых вступила в пилотный проект создания системы персонифицированного
учета. Вся разъяснительная и организаторская работа проводилась управлениями,
отделами ПФР во взаимодействии с руководителями органов власти и местного самоуправления,
работодателями, профсоюзами. В результате уже в середине 1998 года в основном
было завершено страхование населения области. В настоящее время в единой базе
застрахованных лиц 1 млн. 320 тысяч страховых номеров.
Для рядовых граждан зримым результатом этой работы стали теперь привычные для
большинства из нас зеленые карточки - страховые свидетельства государственного
пенсионного страхования.
- Евгений Александрович, что же такое индивидуальный (персонифицированный) учет?
В чем его суть?
- В системе Пенсионного фонда России индивидуальный (персонифицированный) учет
представляет собой систему организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном
лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской
Федерации. В органах ПФР на всех застрахованных лиц открыты лицевые счета, что
является единственно законным и надежным источником сведений о его пенсионных
правах. Где бы и когда бы гражданин ни работал, вся информация о его трудовой
деятельности - стаже, заработке, уплаченных страховых взносах - отражается на
его лицевом счете.
- Каким образом собирается информация, как она попадает на лицевые счета?
- В настоящее время сформировалась развитая, отлаженная система организации сбора
и внесения на лицевые счета застрахованных лиц индивидуальных сведений о страховом
стаже и начисленных страховых взносах. В соответствии с пенсионным законодательством
ежегодно в срок до первого марта все страхователи подают в Пенсионный фонд сведения
о стаже и заработке своих работников за предыдущий год в электронном виде. Способствуют
решению задачи сбора нужных сведений регулярные встречи с руководителями предприятий,
учреждений, организаций области, семинары с работниками кадровых и бухгалтерских
служб по конкретным вопросам реализации закона о персонифицированном учете. Эти
встречи проводят специалисты отделения ПФР, а также работники управлений, отделов
ПФР в городах и районах области
- Евгений Александрович, сведения собрали, и где теперь хранится эта информация?
- После сбора от страхователей индивидуальных сведений вся имеющаяся в них информация
разносится на лицевые счета застрахованных лиц. Кроме того, она хранится в базе
данных Регионального центра персонифицированного учета и в межрайонных пунктах
персучета. Сохранности базы способствуют использование новейших технологий, в
том числе и по защите информации, современное техническое оснащение службы персонифицированного
учета.
Региональный центр персонифицированного учета, обслуживающий областной центр
и четыре близлежащих района области, находится в Твери по адресу: Смоленский переулок,
дом 1а. Семь межрайонных пунктов персонифицированного учета (МРП ПУ) действуют
в Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе, Осташкове, Кимрах, Нелидове, Ржеве, Бежецке
и Кашине.
- Для чего же нужен персучет работающему гражданину?
- Созданный банк данных позволяет правильно и своевременно назначать государственные
пенсии. С января 2002 года вся Тверская область перешла на назначение и перерасчет
пенсий на основании данных персонифицированного учета.
Назначение пенсий с использованием этих данных позволяет повысить ответственность
работодателей за своевременное и достоверное предоставление сведений о стаже и
заработке застрахованных лиц, предотвратить случаи необоснованной выдачи справок
о стаже и заработке для оформления пенсий и обеспечить защиту пенсионных прав
граждан.
С созданием персонифицированного учета у работающего человека появилась заинтересованность
в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, поскольку это напрямую сказывается
на размере его пенсии. Гражданин получил возможность контролировать своего работодателя
- насколько тот добросовестно выполняет обязанности по своевременному и полному
перечислению страховых взносов за своего работника.
По достижении права на пенсию каждый получит ту пенсию, которую смог накопить
на своем индивидуальном лицевом счете. Ответственность за его наполнение несет
в первую очередь он сам. Это значит, что каждый гражданин всю свою трудовую жизнь
должен контролировать состояние своего лицевого счета и принимать меры к тому,
чтобы в нем отражалась вся заработная плата, чтобы с нее работодатель полностью
уплачивал страховые взносы и своевременно подавал в ПФР эту информацию для внесения
ее на лицевой счет своего конкретного работника.
- Каким образом можно проконтролировать работодателя?
- В соответствии с законодательством, каждый застрахованный гражданин может ознакомиться
с содержанием своего лицевого счета ежегодно и бесплатно. Для этого нужно обратиться
в органы Пенсионного фонда по месту жительства, заполнить бланк-запрос и получить
выписку из лицевого счета, чтобы при необходимости принять меры по его корректировке.
Также необходимые сведения он может получить и у своего работодателя.
Кроме того, Пенсионный фонд начиная с 2003 года информирует застрахованных лиц
о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета.
Так, в 2005 году письма из Пенсионного фонда Российской Федерации с вышеуказанной
информацией получили почти 526300 застрахованных лиц. По итогам этой работы более
трех тысяч из них уже обратились в управления и отделы ПФР по месту регистрации
с интересующими их вопросами и получили консультации от специалистов. При необходимости
застрахованным лицам выдаются выписки из их лицевых счетов.
- Евгений Александрович, а какие задачи на будущее стоят перед службой персонифицированного
учета?
- Впереди работы немало. Главная задача - продолжить работу по созданию прозрачной,
понятной каждому системы накопления пенсионных прав граждан, позволяющей при завершении
трудовой деятельности сделать процесс назначения пенсии быстрым и простым.
Иван АНТОНОВ
"Тверская Жизнь"
|