На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
04.08.2009 Рестайлинг и валоризация на восьмом году реформирования пенсионной системы

Согласно пакету поправок будет произведен перерасчет пенсий, заработанных до 2002 года с целью их повышения на 10% с 1 января 2010 года. Значительное повышение предусмотрено для «советских» пенсионеров, сверх 10% им добавится по 1% за каждый год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

В условиях экономического кризиса, после вливания государственных денег в банки и бизнес, увеличение пенсионного капитала граждан старшего поколения выглядит логичным и долгожданным. Остается сожалеть, что переоценка денежной стоимости пенсионных прав каждого конкретного человека по-прежнему будет недоучитывать заработок, превышающий средний по стране более чем на 20% по всем периодам до 2002 года.

По словам председателя думского комитета по труду и социальной политике А. Исаева «ни одного пенсионера, живущего за чертой бедности, с 1 января 2010 года не будет». И это здорово. Вот еще бы прожиточный минимум (черту бедности) поднять хотя бы до того уровня, чтобы председатель Совета Федерации С. Миронов не смог отождествлять его с «пайками советских заключенных и немецких военнопленных времен Великой отечественной войны».

Этим летом вообще нынешним пенсионерам на удивление везет. Три года назад в статье «Пенсионной реформе исполняется пять лет» я сетовал на негуманный характер одного из положений закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», изложенного в третьем абзаце пункта 1 статьи 20. Не прошло и трех лет, как с 30 июня 2009 года вступил в действие закон «О внесении изменений в федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», согласно которому размер пенсий россиян, которые продолжают работать и после достижения пенсионного возраста, теперь будет перерасчитываться автоматически ежегодно с 1 августа, без истребования заявления с обращением в ПФР.

Замена ЕСН страховыми взносами и увеличение ставки страховых взносов с 1 января 2011 года до 34% (26% - в систему пенсионного страхования; 5,1% - в фонды обязательного медицинского страхования и 2,9% - в фонд социального страхования), на мой взгляд, не столько переформатирование, сколько исправление допущенных в 2004 году ошибок снижения размеров ЕСН с 36 до 26 процентов, которые привели к огромному дефициту Пенсионного фонда Росси и, как следствие, исключению из реформы граждан с 1953 - 1958 по 1966 годов рождения.

Может имеет смысл вернуть их в накопительную систему? Более того, почему бы за «доставленные неудобства» россиянам вышеуказанных годов рождения не увеличить, скажем, в 1,5 раза софинансирование со стороны государства в случае их участия в добровольном формировании пенсионных накоплений?!

Кстати о софинансировании. Печатные и электронные рекламные материалы на эту тему пестрят словами «паритет» и цифрами «1000 на 1000». Хочу предостеречь рекламодателей о возможных негативных последствиях такого «пиара». Дело в том, что в Федеральном законе 56-ФЗ нет и в помине этого слова и этих цифр. Единственная конкретная величина взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц касается граждан, достигших пенсионного возраста, не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии и «определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год» (пункт 2 статьи 13 ФЗ-56 от 30 апреля 2008 года).

По данным Пенсионного фонда России на 24 июля текущего года количество застрахованных лиц, вступивших в программу софинансирования пенсии, составляет 1,4 миллиона человек, из них осуществили платежи на общую сумму 600 миллионов рублей всего 16% от числа вступивших.

Следует отметить, что эти данные неплохо согласуются с прогнозом заместителя директора Независимого института социальной политики О. Синявской, сделанным ею год назад на основе анализа отношения населения к инициативе по формированию добровольных пенсионных накоплений, софинансируемых государством, проведенного в июле 2007 года в рамках опроса «Индекса потребительских настроений».

По поводу «закошмаривания» бизнеса как размерами взносов, так и ростом ревизорских проверок ПФР (Пенсионному фонду России передаются функции администрирования страховых взносов в пенсионную систему и систему обязательного медицинского страхования), о котором пишут в СМИ, позволю поделиться своими наблюдениями. Многолетний мониторинг реформирования пенсионной системы в нашей стране свидетельствует: около 30% предприятий малого и среднего бизнеса остаются безучастными к вариациям с размерами взносов во внебюджетные фонды и способам администрирования, так как неизменно пребывают «в тени».

Пенсионное сообщество с нетерпением ожидало оперативной корректировки законодательных актов по накопительному пенсионному страхованию крайне необходимой негосударственным пенсионным фондам для преодоления негативных последствий финансового кризиса, минимизации их в будущем, а также для стабильной, эффективной и надежной работы НПФ.

К сожалению, вся модернизация накопительного компонента законодательно свелась к тому, что Государственная управляющая компания получила право формировать два инвестиционных портфеля – прежний, состоящий из госбумаг РФ, дополненный облигациями российских эмитентов и новый, «расширенный». Последний будет формироваться из госбумаг и ценных бумаг субъектов РФ, облигаций российских эмитентов, гарантированных РФ, ипотечных ценных бумаг, депозитов в рублях и иностранной валюте, ценных бумаг международных финансовых организаций.

Для того, чтобы «молчунам» оставить свои накопления в консервативном портфеле, необходимо до 30 сентября подать заявление об этом в ПФР. Средства «молчунов», не подавших такое заявление, будут формироваться в составе «расширенного» инвестиционного портфеля.

Частный сектор пенсионной индустрии осчастливился принятием двух законодательных новшеств: отменой налогообложения взносов предприятий за своих сотрудников в НПФ и изменением доли ценных бумаг и денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях. Прямо скажем, не густо.

В июне вся страна обсуждала кандидатуру М.Ю. Зурабова на должность российского посла на Украине. Сторонники назначения отмечали его математические и предпринимательские способности, цепкую хватку и упорство. Противники – неспособность понять нужды простых граждан на постах председателя Правления ПФР и министра Здравоохранения и социального развития. Не знаю для кого как, а для работников пенсионной отрасли он основной разработчик и исполнитель начального этапа пенсионной реформы образца 2002 года. Той реформы, ход которой на протяжении восьми лет я имею честь освещать на страницах популярного информационно-аналитического портала FundsHub.

На посошок, перед отъездом Михаила Юрьевича на Украину перечитал его интервью, датированные октябрем-ноябрем 2003 года. Ниже цитирую некоторые фрагменты ответов пенсионного гуру на вопросы журналистов изданий «Коммерсантъ» и «Российская газета», которые и сегодня весьма актуальны и любопытны:

«…Чего греха таить, мы начинаем в обстановке всеобщего недоверия. Население не доверяет государству (пенсии низкие), но еще больше не доверяет бизнесу (украдут). Государство тоже не доверяет бизнесу (занимаются теневой экономикой). А бизнес не доверяет государству (с вашими законами и налогами работать невозможно…)»;

«… Цель пенсионной реформы – сделать так, чтобы размер пенсии был соизмерим с 65% зарплаты работающего, а не с 10-15%, как это было раньше…»;

«… Выбор между частной и государственной управляющей компаниями – это, по сути, выбор между старой пенсионной системой и новой. Тот, кто не воспользуется этим выбором, фактически останется в старой распределительной системе»;

«… Полагаете, я не вполне нормален, если могу заподозрить кого-то в НПФ в альтруизме в масштабе, на который человек не способен? Возможно, это заблуждение, но искреннее»;

«… Бизнес пусть развивает фондовый рынок, объясняет населению свои цели – работает, одним словом. А ждать, что я разверну рекламную кампанию,- наивно. Заставить меня выпихнуть деньги населения на рынок – этого вы от меня тоже не ждите. Не дам унавоживать рынок деньгами будущих пенсионеров!»;

«… Не исключено, что мы попробуем провести некий эксперимент. Выпустим пластиковую карточку с электронной цифровой подписью. И «молчунам» или тем, кто выбрал государственную управляющую компанию и имеет определенный уровень накоплений, разошлем эти карточки. Карточка даст возможность прямого доступа к средствам накопительной части пенсионного счета. Тогда управляющая компания станет человеку не нужна. Он сможет сам, без посредников, принять решение о том, куда инвестировать свои пенсионные средства».

Позволю себе коротенький комментарий:
  • по-прежнему никто никому не доверяет;
  • на восьмом году реформирования пенсионной системы средний размер трудовой пенсии соизмерим с 22% средней зарплаты работающего. Модернизация сулит 40%. Характерно, что при таком значении коэффициента замещения в 2002 году и началась реформа. Откуда цифры 10-15%, «как это было раньше», не понятно. Кстати, замещение 10-15% заработной платы не принято называть пенсией;
  • около 90% участников реформы остались в старой распределительной системе. Население, за небольшим исключением, так и не знает, что НПФы с инвестиционным капиталом в 550 млрд. рублей являются составной частью пенсионной системы России;
  • деньги будущих пенсионеров оказались выпихнутыми на фондовый рынок и в пик кризиса они одни в качестве «навоза» там и оставались, обесценившись не на один десяток процентов;
  • касательно эксперимента с карточкой, боюсь даже представить, что произойдет, если кому-нибудь из нынешних реформаторов захочется его реализовать, разослав их заодно и вкладчикам НПФ.
В заключении хочу привести самую знаменитую, на мой взгляд, фразу про пенсионную реформу в нашей стране, высказанную экс-послом на той же Украине В.С. Черномырдиным еще в 1998 году журналу «Итоги»: «пенсионную реформу делать будем. Там есть, где разгуляться». Последняя фраза оказалась пророческой.

P.S. В заголовке статьи значатся непривычные для россиян слова «рестайлинг» и «валоризация». Употребил их намеренно, подражая современному сленгу. Языковый импорт, характерный для постсоветской эпохи, принял сегодня немыслимые масштабы. В этой связи полностью разделяю озабоченность культуролога и философа М.Эпштейна по поводу «увядания на корню – на корнях - русского языка».

Вы спросите, а причем здесь реформирование пенсионной системы? Отвечаю: чтобы «молчуны» «заговорили», а граждане–получатели «писем счастья» стали просветленнее, они, для начала, должны получать необходимую информацию на понятном современном русском языке!
 
Иван Заргарян


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.