|
04.08.2009 Рестайлинг и валоризация на восьмом году реформирования пенсионной системы
Согласно пакету поправок будет произведен перерасчет пенсий, заработанных до
2002 года с целью их повышения на 10% с 1 января 2010 года. Значительное повышение
предусмотрено для «советских» пенсионеров, сверх 10% им добавится по 1% за каждый
год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
В условиях экономического кризиса, после вливания государственных денег в банки
и бизнес, увеличение пенсионного капитала граждан старшего поколения выглядит
логичным и долгожданным. Остается сожалеть, что переоценка денежной стоимости
пенсионных прав каждого конкретного человека по-прежнему будет недоучитывать заработок,
превышающий средний по стране более чем на 20% по всем периодам до 2002 года.
По словам председателя думского комитета по труду и социальной политике А. Исаева
«ни одного пенсионера, живущего за чертой бедности, с 1 января 2010 года не будет».
И это здорово. Вот еще бы прожиточный минимум (черту бедности) поднять хотя бы
до того уровня, чтобы председатель Совета Федерации С. Миронов не смог отождествлять
его с «пайками советских заключенных и немецких военнопленных времен Великой отечественной
войны».
Этим летом вообще нынешним пенсионерам на удивление везет. Три года назад в статье
«Пенсионной реформе исполняется пять лет» я сетовал на негуманный характер одного
из положений закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», изложенного в
третьем абзаце пункта 1 статьи 20. Не прошло и трех лет, как с 30 июня 2009 года
вступил в действие закон «О внесении изменений в федеральный закон «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации»», согласно которому размер пенсий россиян, которые
продолжают работать и после достижения пенсионного возраста, теперь будет перерасчитываться
автоматически ежегодно с 1 августа, без истребования заявления с обращением в
ПФР.
Замена ЕСН страховыми взносами и увеличение ставки страховых взносов с 1 января
2011 года до 34% (26% - в систему пенсионного страхования; 5,1% - в фонды обязательного
медицинского страхования и 2,9% - в фонд социального страхования), на мой взгляд,
не столько переформатирование, сколько исправление допущенных в 2004 году ошибок
снижения размеров ЕСН с 36 до 26 процентов, которые привели к огромному дефициту
Пенсионного фонда Росси и, как следствие, исключению из реформы граждан с 1953
- 1958 по 1966 годов рождения.
Может имеет смысл вернуть их в накопительную систему? Более того, почему бы за
«доставленные неудобства» россиянам вышеуказанных годов рождения не увеличить,
скажем, в 1,5 раза софинансирование со стороны государства в случае их участия
в добровольном формировании пенсионных накоплений?!
Кстати о софинансировании. Печатные и электронные рекламные материалы на эту
тему пестрят словами «паритет» и цифрами «1000 на 1000». Хочу предостеречь рекламодателей
о возможных негативных последствиях такого «пиара». Дело в том, что в Федеральном
законе 56-ФЗ нет и в помине этого слова и этих цифр. Единственная конкретная величина
взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц
касается граждан, достигших пенсионного возраста, не обратившихся за установлением
ни одной из частей трудовой пенсии и «определяется исходя из увеличенной в четыре
раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии,
уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год» (пункт 2 статьи 13
ФЗ-56 от 30 апреля 2008 года).
По данным Пенсионного фонда России на 24 июля текущего года количество застрахованных
лиц, вступивших в программу софинансирования пенсии, составляет 1,4 миллиона человек,
из них осуществили платежи на общую сумму 600 миллионов рублей всего 16% от числа
вступивших.
Следует отметить, что эти данные неплохо согласуются с прогнозом заместителя
директора Независимого института социальной политики О. Синявской, сделанным ею
год назад на основе анализа отношения населения к инициативе по формированию добровольных
пенсионных накоплений, софинансируемых государством, проведенного в июле 2007
года в рамках опроса «Индекса потребительских настроений».
По поводу «закошмаривания» бизнеса как размерами взносов, так и ростом ревизорских
проверок ПФР (Пенсионному фонду России передаются функции администрирования страховых
взносов в пенсионную систему и систему обязательного медицинского страхования),
о котором пишут в СМИ, позволю поделиться своими наблюдениями. Многолетний мониторинг
реформирования пенсионной системы в нашей стране свидетельствует: около 30% предприятий
малого и среднего бизнеса остаются безучастными к вариациям с размерами взносов
во внебюджетные фонды и способам администрирования, так как неизменно пребывают
«в тени».
Пенсионное сообщество с нетерпением ожидало оперативной корректировки законодательных
актов по накопительному пенсионному страхованию крайне необходимой негосударственным
пенсионным фондам для преодоления негативных последствий финансового кризиса,
минимизации их в будущем, а также для стабильной, эффективной и надежной работы
НПФ.
К сожалению, вся модернизация накопительного компонента законодательно свелась
к тому, что Государственная управляющая компания получила право формировать два
инвестиционных портфеля – прежний, состоящий из госбумаг РФ, дополненный облигациями
российских эмитентов и новый, «расширенный». Последний будет формироваться из
госбумаг и ценных бумаг субъектов РФ, облигаций российских эмитентов, гарантированных
РФ, ипотечных ценных бумаг, депозитов в рублях и иностранной валюте, ценных бумаг
международных финансовых организаций.
Для того, чтобы «молчунам» оставить свои накопления в консервативном портфеле,
необходимо до 30 сентября подать заявление об этом в ПФР. Средства «молчунов»,
не подавших такое заявление, будут формироваться в составе «расширенного» инвестиционного
портфеля.
Частный сектор пенсионной индустрии осчастливился принятием двух законодательных
новшеств: отменой налогообложения взносов предприятий за своих сотрудников в НПФ
и изменением доли ценных бумаг и денежных средств в рублях и иностранной валюте
на счетах и депозитах в кредитных организациях. Прямо скажем, не густо.
В июне вся страна обсуждала кандидатуру М.Ю. Зурабова на должность российского
посла на Украине. Сторонники назначения отмечали его математические и предпринимательские
способности, цепкую хватку и упорство. Противники – неспособность понять нужды
простых граждан на постах председателя Правления ПФР и министра Здравоохранения
и социального развития. Не знаю для кого как, а для работников пенсионной отрасли
он основной разработчик и исполнитель начального этапа пенсионной реформы образца
2002 года. Той реформы, ход которой на протяжении восьми лет я имею честь освещать
на страницах популярного информационно-аналитического портала FundsHub.
На посошок, перед отъездом Михаила Юрьевича на Украину перечитал его интервью,
датированные октябрем-ноябрем 2003 года. Ниже цитирую некоторые фрагменты ответов
пенсионного гуру на вопросы журналистов изданий «Коммерсантъ» и «Российская газета»,
которые и сегодня весьма актуальны и любопытны:
«…Чего греха таить, мы начинаем в обстановке всеобщего недоверия. Население не
доверяет государству (пенсии низкие), но еще больше не доверяет бизнесу (украдут).
Государство тоже не доверяет бизнесу (занимаются теневой экономикой). А бизнес
не доверяет государству (с вашими законами и налогами работать невозможно…)»;
«… Цель пенсионной реформы – сделать так, чтобы размер пенсии был соизмерим с
65% зарплаты работающего, а не с 10-15%, как это было раньше…»;
«… Выбор между частной и государственной управляющей компаниями – это, по сути,
выбор между старой пенсионной системой и новой. Тот, кто не воспользуется этим
выбором, фактически останется в старой распределительной системе»;
«… Полагаете, я не вполне нормален, если могу заподозрить кого-то в НПФ в альтруизме
в масштабе, на который человек не способен? Возможно, это заблуждение, но искреннее»;
«… Бизнес пусть развивает фондовый рынок, объясняет населению свои цели – работает,
одним словом. А ждать, что я разверну рекламную кампанию,- наивно. Заставить меня
выпихнуть деньги населения на рынок – этого вы от меня тоже не ждите. Не дам унавоживать
рынок деньгами будущих пенсионеров!»;
«… Не исключено, что мы попробуем провести некий эксперимент. Выпустим пластиковую
карточку с электронной цифровой подписью. И «молчунам» или тем, кто выбрал государственную
управляющую компанию и имеет определенный уровень накоплений, разошлем эти карточки.
Карточка даст возможность прямого доступа к средствам накопительной части пенсионного
счета. Тогда управляющая компания станет человеку не нужна. Он сможет сам, без
посредников, принять решение о том, куда инвестировать свои пенсионные средства».
Позволю себе коротенький комментарий:
- по-прежнему никто никому не доверяет;
- на восьмом году реформирования пенсионной системы средний размер трудовой пенсии
соизмерим с 22% средней зарплаты работающего. Модернизация сулит 40%. Характерно,
что при таком значении коэффициента замещения в 2002 году и началась реформа.
Откуда цифры 10-15%, «как это было раньше», не понятно. Кстати, замещение 10-15%
заработной платы не принято называть пенсией;
- около 90% участников реформы остались в старой распределительной системе. Население,
за небольшим исключением, так и не знает, что НПФы с инвестиционным капиталом
в 550 млрд. рублей являются составной частью пенсионной системы России;
- деньги будущих пенсионеров оказались выпихнутыми на фондовый рынок и в пик кризиса
они одни в качестве «навоза» там и оставались, обесценившись не на один десяток
процентов;
- касательно эксперимента с карточкой, боюсь даже представить, что произойдет,
если кому-нибудь из нынешних реформаторов захочется его реализовать, разослав
их заодно и вкладчикам НПФ.
В заключении хочу привести самую знаменитую, на мой взгляд, фразу про пенсионную
реформу в нашей стране, высказанную экс-послом на той же Украине В.С. Черномырдиным
еще в 1998 году журналу «Итоги»: «пенсионную реформу делать будем. Там есть, где
разгуляться». Последняя фраза оказалась пророческой.
P.S. В заголовке статьи значатся непривычные для россиян слова «рестайлинг» и
«валоризация». Употребил их намеренно, подражая современному сленгу. Языковый
импорт, характерный для постсоветской эпохи, принял сегодня немыслимые масштабы.
В этой связи полностью разделяю озабоченность культуролога и философа М.Эпштейна
по поводу «увядания на корню – на корнях - русского языка».
Вы спросите, а причем здесь реформирование пенсионной системы? Отвечаю: чтобы
«молчуны» «заговорили», а граждане–получатели «писем счастья» стали просветленнее,
они, для начала, должны получать необходимую информацию на понятном современном
русском языке!
Иван Заргарян
|