На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
24.08.2006 Пенсионная система дает сбой
В последние годы пенсии были значительно увеличены. Тем не менее, если подробнее рассмотреть пенсионную систему Эстонии, то она навевает грустные мысли. Почему? Вернемся на несколько десятков лет назад.
 
Проблемы пенсионной системы — не только обеспечение нормального уровня жизни пожилых людей, людей потерявших кормильца или работоспособность. Необходимо также рассмотреть, как формируется эта система. Слишком большая разница в размерах будущих пенсий показывает, что система все более дает сбой.
Прежде всего, неудовлетворителен порядок учета пенсионного стажа, да и формула индексирования пенсий также неверна. В довершение всего — для государственной поддержки II пенсионной ступени отсутствует денежное покрытие.

Продолжая жить с такой системой пенсионного обеспечения, мы через 20-30 лет столкнемся с такой ситуацией, что треть населения будет получать только так называемую народную пенсию I пенсионной ступени, поскольку они не успеют за свою жизнь набрать даже 15 лет пенсионного стажа. Мало проку для низкооплачиваемой трети также и от II пенсионной ступени, поскольку при минимальной зарплате прибавка от нее остается незначительной.

Существующая пенсионная система перенесла бы все нынешние значительные различия в зарплате в гротескном виде на пенсии. Это означало бы, что через несколько десятков лет треть пожилого населения страны жила бы ниже уровня бедности. С точки зрения европейской культуры, это оценивалось бы как полное социальное варварство.

Что касается формулы индексирования пенсий, то кое-что можно исправить, увеличивая пенсии — в порядке принятия политических решений. В последние три года нам удалось достичь опережающего роста пенсий по сравнению с ростом зарплаты. Народный союз советует продолжить эту практику до тех пор, пока не будет достигнут согласованный в договоре о сотрудничестве с Центристской партией уровень — средняя пенсия по старости равна 50 процентам средней зарплаты нетто.
 
Затем можно было бы ввести новый пенсионный индекс, зависящий от динамики роста зарплаты, тогда бы пенсии росли синхронно с уровнем средней зарплаты. Сейчас вводить такой зависящий от средней зарплаты пенсионный индекс нельзя, поскольку в этом случае уровень пенсии, по сравнению с уровнем средней зарплаты, остался на нынешнем недостаточном уровне.

Изменение методики подсчета пенсионного стажа и разрешение вопроса увеличения государственного вклада в финансирование II пенсионной ступени теперь уже внести не так просто.

Вычисление годового коэффициента в виде соотношения зарплаты человека к средней ввели в то время, когда в Эстонии еще не была введена система обязательной накопительной пенсии. В тех условиях при сбалансировании базовой части пенсии и части, зависящей от годового коэффициента (50 : 50), такое формирование государственной пенсии можно было оценить как справедливое.

Базовая часть одинакова для всех и выражает солидарность системы. Часть, зависящая от суммы годовых коэффициентов, отражала вклад каждого человека в пенсионную кассу. Никто не может спорить с тем, что размер пенсии должен зависеть от вклада человека в систему обеспечения содержания пожилых людей.

С добавлением обязательной накопительной пенсии доля солидарного компонента в пенсии сократилась, поскольку разница в уровне зарплат, отражающаяся в размере взносов во II пенсионную ступень, трижды усиливается, так как к отчисляемым с зарплаты двум процентам вклада в накопительную пенсию государство добавляет сумму, равняющуюся четырем процентам от этой же зарплаты.

Для восстановления справедливости можно было бы I пенсионную ступень полностью превратить в солидарную пенсию, в которой размер доходов не учитывается. Годовой коэффициент тогда зависел бы от соотношения отработанного человеком за год времени и установленного на соответствующем месте годовой нормы рабочего времени. Тогда не имело бы значения — работал ли человек на высокооплачиваемом или низкооплачиваемом месте. Такую систему учета пенсионного стажа следовало бы ввести после выборов в Рийгикогу в 2007 году.
К основанной на принципе солидарности I пенсионной ступени добавилась бы полностью зависящая от выплачиваемого социального налога сумма накопительной пенсии. Однако необходимо компенсировать средства, которые были выведены из I первой ступени.

Для этого необходимы десятки миллиардов крон, но те, кто ввел II пенсионную ступень (исамаалийтчитки — премьер-министр Лаар, реформисты — министр финансов Каллас и социал-демократы — министр социальных дел Нестор), до сих пор даже не искали источников для такого финансирования. Им кажется вполне естественным явлением. то, что банки кормятся за счет нынешних пенсионеров.

Народный союз рассматривает это как грабеж в отношении и так многострадального старшего поколения. Деньги необходимо найти. Я предлагаю: первый десяток миллиардов необходимо взять после перехода на евро из свободного от обязательств резерва Банка Эстонии, который больше не будет нужен для обеспечения кроны.

Вторые 10–15 миллиардов крон необходимо будет получить с предприятий с участием иностранного капитала в ходе запланированной на 2009 год реформы подоходного налога на предприятия. Разумеется, эти шаги потребуют политической воли и смелости постоять за свой народ.
 


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.