|
22.07.2009 ЕСН приказал долго жить
Провожая в последний путь ЕСН, попытаемся вспомнить его основные этапы. Занимательно,
что его существование довольно тесно переплелось с институтом президентства в
России. Первые разговоры о том, что было бы неплохо свести все страховые взносы,
выплачиваемые в пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного
медицинского страхования в единый социальный налог, появились на заре президентства
Владимира Путина. Официальная биография ЕСН началась 5 августа 2000 года. Сторонники
этого нововведения уверяли, что это приведет к следующим позитивным результатам:
снижению размеров налогов, начисляемых на фонд оплаты труда; снижению административных
издержек; повышению собираемости налогов (взносов), благодаря передаче функций
контроля и сбора профессионально подготовленной, технически, технологически и
информационно оснащенной, мощной государственной налоговой службе.
Однако чуда не случилось. Более того, в ближайшие полтора года законодательство
о ЕСН трижды радикально пересматривалось. Вполне понятно, что еще чаще пересматривались
нормативные документы, прежде всего декларация по ЕСН.
В чем же проявились основные слабости единого налога? Прежде всего, о чем чуть
ли не с первых же дней его существования говорили эксперты, новый налог не решил
проблему трансакционных и административных издержек. К примеру, только количество
платежных документов, оформляемых плательщиками, увеличилось с 5 документов в
2000 году до 11 - в 2002-2003 годах! К тому же новый налог вошел в определенное
противоречие с самой сущностью налогового и бюджетного законодательства, основой
которых является безэквивалентность и безвозмездность налоговых сборов по отношению
к налогоплательщикам. Все вопросы о том, где аккумулируются налоги и на какие
цели расходуются, решаются не налоговым, а бюджетным законодательством.
Но наиболее слабым звеном в новой структуре пенсионной системы так и остался
сам Пенсионный фонд, который уже много лет испытывает большие финансовые трудности
- его доходы не покрывают расходов на выплату пенсий, и ежегодно растущий дефицит
приходится компенсировать из федерального бюджета. Только в следующем 2010 году
вложения федерального бюджета в Пенсионный фонд по скромным подсчетам составят
примерно 98 млрд рублей.
И если в 2004 году правительство имело в кармане джокера в виде относительно
неплохо себя чувствующего нефтяного сектора, которого Владимир Путин тогда заставил
поделиться своими сверхприбылями в размере $3,5 млрд, то сегодня настало время,
когда дополнительные <реквизиции> коснутся всех отраслей российской экономики.
В течение 2010 года страховые взносы будут взиматься в размерах ставки ЕСН - 26%.
Из них, как и раньше, 20% будет отчисляться в ПФ РФ, 2,9% в ФСС и 3,1% в ФМС.
Но уже с 1 января 2011 года предпринимателям придется потуже затянуть пояса: страховые
взносы возрастут до 34%. Из них в ПФР будут отчислять 26%, в ФМС - 5,1%, а тарифные
ставки отчислений в фонд социального страхования останутся на уровне 3,1%.
Предполагается, что эта дополнительная нагрузка на бизнес должна составить около
$32 млрд (1 трлн рублей). Причем никакими обещаниями о снижениях других налогов
компенсировать потери для бизнеса не удастся.
Также вызывает вопросы и отмена регрессивной шкалы единого социального налога
на плоскую шкалу страховых взносов. Существуют опасения, что этот шаг будет иметь
негативные последствия как для работников, так и для работодателей, так как крупные
компании просто свернут свои социальные программы, а средний и малый бизнес начнет
уводить зарплаты сотрудников <в тень>.
Увеличение налоговой нагрузки на бизнес в кризисное время преследует главную
цель - поддерживать пенсии на определенном уровне. Но сколько от этого нововведения
выиграют пенсионеры и выиграют ли? Вторая часть нового законопроекта содержит
несколько принципиальных пунктов, касающихся пенсий. Сегодня говорится о том,
что основной стратегической целью новаций являются 2,5 федеральных прожиточных
минимума для пенсионера, заработавшего свой стаж еще в советские времена и пенсия
в 40% от заработка для тех работников, что успеют потрудиться свыше 30 лет уже
при новой системе. Нынешние пенсии пересчитают в сторону увеличения: каждый год
советского трудового стажа прибавит к ним 1%, а те, кто ушел на пенсию до 1 января
2002 года, получат еще и 10% прибавку.
Насколько эти интенции российского правительства окажутся реальными, мы увидим
уже в ближайшей перспективе. Однако то, с какой поспешностью проходило как рождение
единого социального налога, так и его скоропостижная отмена, наталкивает на грустную
мысль, что и новая система, пройдет по традиционному российскому лабиринту, где
хотели, как лучше, а получается как всегда.
Владимир Глинский
finam.info
|