|
05.07.2005 СБЕЖАЛА ПЕНСИЯ
Теперь обратимся к действительности. С 1 января 2005 года в России снижен Единый
социальный налог: с 36,5 процента до 26. То есть, выплачивая работнику зарплату,
работодатель еще обязан отчислять в казну 26 процентов от этой суммы: 20 процентов
- в Пенсионный фонд РФ, 6 процентов - в другие социальные фонды. Значит, теоретически
с каждого российского “сына” (работника) какому-то “отцу” (пенсионеру) ежемесячно
перечисляется 20 процентов заработка. В России сейчас на среднестатистического
пенсионера приходится 1,74 работника - и соответственно 34,8 процента среднероссийского
заработка. А получает он 27,7 процента - таков нынче так называемый “коэффициент
замещения” средней трудовой пенсии (в Европе он составляет 55 процентов, в Африке
- ниже 20). А по стандарту Международной организации труда социально приемлемым
вариантом является размер пенсии 60 - 70 процентов от заработной платы.
Правда, в последнее время размер пенсий у нас стал повышаться, и, согласно данным
Росстата, в марте картина выглядела так: среднемесячная номинальная начисленная
зарплата по России составляла 8092,8 рубля, а средний размер назначенных пенсий
- 2321,5 рубля. То есть 28,6 процента от средней зарплаты. Но ведь должно быть
34,8! Спрашивается, где разница?
Понятно, что часть уходит на повышенные пенсии некоторой части населения, имеющего
особые заслуги, - например, инвалидам и ветеранам Великой Отечественной. Немало
тратит и сам ПФР. “Накладные чистые расходы Пенсионного фонда составляют около
3 процентов, что ненормально, - говорит председатель общероссийского общественного
политического движения “Развитие предпринимательства” Иван Грачев. - Нормально,
когда накладные расходы составляют 0,2 - 0,3 процента…”
В итоге денег слишком мало не только на выплату обычных пенсий “нормального размера”,
их вообще не хватает. Руководство Пенсионного фонда РФ бьет в колокола тревоги:
дефицит бюджета фонда уже достиг 115 млрд. рублей при общих запланированных расходах
1176 миллиардов. К концу года, по оценкам экспертов, дефицит может вырасти до
255 млрд. рублей.
Считается, что главной причиной стал недобор “пенсионного налога”: мол, многие
работодатели так и не отказались от “серых” зарплат работникам: по документам,
по-прежнему начисляют минимальные суммы, с которых и платится Единый социальный
налог (ЕСН). По некоторым оценкам, в 2004 году “теневая зарплата” в России составила
огромную сумму - 1690 млрд. рублей. Если бы с нее был уплачен “пенсионный налог”,
в бюджет ПФР поступило бы дополнительно 338 млрд. рублей - это втрое больше сегодняшнего
дефицита фонда.
Правда, год назад ЕСН составлял 36,5 процента, и предприниматели считали его
слишком тяжелым бременем. Но снижение до 26 процентов вопреки ожиданиям власти
и обещаниям представителей бизнеса мало что изменило: зарплаты “белеют” чересчур
медленно.
Почему? Работодатели утверждают, что снижение ЕСН почти не уменьшило общей фискальной
нагрузки на бизнес, которая остается непомерно высокой. Есть и другие объяснения,
которые, вероятно, властным структурам можно и нужно выслушивать, принимать во
внимание. Но, полагаю, главная причина “конвертных” зарплат иная - за их выплату
таким вот способом еще никто не понес ответственности. Меж тем, согласно экспертным
оценкам, сейчас общая собираемость налогов по России составляет примерно 65 процентов,
а реальная собираемость ЕСН вряд ли превышает 25 - 30 процентов (хотя официальная
цифра, без учета “серых зарплат”, свыше 80).
В последнее время пагубность этой практики сказывается даже на получателях “конвертов”.
Эти суммы, например, не учитываются при обращении за банковским кредитом, не пополняются
и уже заведенные личные накопительные пенсионные счета. Но проблема останется,
пока ею не займутся налоговые органы, а не только Пенсионный фонд, открывающий
в регионах “телефоны доверия”. Последние рекомендации руководства фискальных служб
нацеливают налоговиков на работу с сотрудниками предприятий. В частности, инспекторам
вменяется в обязанность собирать “свидетельские показания физических лиц” о способе
выплаты им зарплаты “с целью определения объекта возможного нарушения” закона.
Посмотрим, что из этого получится.
Проценко Александр, экономический обозреватель
“Труд”
|