На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
08.06.2010 Вопрос о праве собственности на пенсионные накопления стал ключевым на очередном этапе реформы, но его решение пока дает не много
Идея досрочного использования пенсионных накоплений напомнила моему коллеге бородатый анекдот. Идет международная сельскохозяйственная конференция, выступает представитель США: «Мы высаживаем картофель 1 апреля, а урожай собираем 1 августа». Слово берет представитель Германии: «Мы высаживаем картофель 1 мая, а собираем 1 сентября». Очередь доходит до посланника одного из автономных округов Российской Федерации: «А мы сажаем картошку 1 июля, а собираем 2 июля». «Почему так быстро?!» – «Потому что очень кушать хочется». Подходящая, на мой взгляд, метафора: в ней и про западный опыт, и про российские потребности.
Мне нравится сам подход – передать право собственности на пенсионные накопления от государства гражданам. Именно гражданам, а не работодателям. Во-первых, это справедливо. Во-вторых, открывает некоторые перспективы, пока, впрочем, очень ограниченные. Детали в тумане. Но сакральное слово «жилье» уже прозвучало. Есть варианты. Можно просто разрешить тратить накопления на покупку жилья или же на погашение ипотечной задолженности. По аналогии с материнским капиталом. Но здесь фактически речь идет о монетизации будущих пенсий. Второй вариант – выдавать средства на возвратной основе, то есть будущий пенсионер станет сам себя кредитовать, будь то на покупку жилья, лечение или образование.
Оба варианта, безусловно, привлекательны. Но о каких суммах речь? Если ограничиться тем, что уже есть, то говорить о подспорье в покупке жилья бессмысленно. Средний размер накоплений – менее 12 тыс. рублей на человека. Но даже если взять по максимуму, все равно не впечатляет. Предельная величина базы для расчета страховых взносов – 415 тыс. рублей. 6% от этой суммы, которые идут на накопления, – это 24,9 тыс. в год. Впрочем, сюда можно добавить (интересно, что скажут в Мин­здраве и Минфине) 24 тыс. рублей – максимальная годовая прибавка, которую дает программа софинансирования. Правда, половина из этой суммы – «живые» деньги работника. Да, лет за пять–десять при удачном, ну или хотя бы непровальном, инвестировании накопится сумма, представляющая какой-то интерес с точки зрения рынка недвижимости или рынка образовательных услуг. А если невтерпеж? Теоретически можно заложить права и на будущие накопления. Но такой предмет залога вряд ли заинтересует коммерческие банки (а иных операторов кредитования я в этом случае не вижу), ведь оценить стоимость такого актива невозможно.

Кстати, об инвестировании: если идея пройдет, управляющим компаниям придется забыть песни про далекие пенсионные горизонты. Зато лучшие из них могут рассчитывать на переток средств из ВЭБа напрямую или через негосударственные фонды. Люди фактически начнут копить не на пенсию, а на вещи, более осязаемые и близкие, их инвестиционное сознание проснется. Возможно, все это и означает провал пенсионной реформы, но выглядит честно со стороны государства.
 
Артем Федоров
finansmag.ru


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.