На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
01.06.2009 Поздно спохватились
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) уже на следующей неделе может внести на рассмотрение в правительство долгожданный и выстраданный законопроект об инфраструктурных облигациях. Только вот за время работы над ним ажиотаж вокруг бумаг спал, и даже авторы документа не обещают ему легкой жизни. Понимают это и другие чиновники: в Минэкономразвития считают, что займы на развитие инфраструктуры можно выпускать в рамках действующего законодательства, в Минфине не хотят распространять на них госгарантии, чтобы не создать в перспективе проблем для бюджета.

ПЕНСИОНЕРАМ И КОНСЕРВАТОРАМ

О создании отдельного закона для инфраструктурных облигаций правительство России задумалось еще задолго до кризиса – в 2007 г. – но с выполнением этой задачи, как водится, никто не торопился. Обвал фондового рынка и "кризис доверия", поразивший инвесторов, сделал идею особых статусных облигаций актуальной, как никогда ранее. В ноябре прошлого года премьер-министр Владимир Путин поручил ФСФР к июлю 2009 г. написать соответствующий проект. ФСФР выполнила задание раньше срока и уже представила его публике.

Инфраструктурные облигации, по мнению правительственных чиновников, должны помочь государству профинансировать развитие инфраструктуры, на которую в бюджетах на федеральном и региональных уровнях теперь катастрофически не хватает средств. Сроки обращения этих новых ценных бумаг составят от 5 до 25 лет. Отличие их от обычных долговых обязательств заключается в том, что деньги будут привлекаться под реализацию конкретных, строго инфраструктурных проектов. Компании для того, чтобы получить право на их выпуск, будут проходить через жесткий отбор по различным критериям: величине уставного капитала, сбалансированности рисков бизнеса и т.д. В качестве покупателей, как планирует правительство, будут выступать консервативные инвесторы. Доходность по облигациям будет ниже, чем ставки по вкладам в банках. Зато она по определению будет выше текущих среднегодовых уровней инфляции, что позволит инвестировать в эти бумаги пенсионные средства, например, деньги "молчунов", которыми управляет сейчас "Внешэкономбанк".  

ГОСГАРАНТИИ ПОД ВОПРОСОМ

Оптимальным вариантом для обеспечения высшего уровня надежности инфраструктурных облигаций было бы, конечно, предоставление госгарантий по ним. Такие предложения уже не раз звучали с самых высоких трибун и, как утверждают наблюдатели, в их поддержку выступает премьер-министр. Однако окончательного решения по этому вопросу не принято. Возможно потому, что речь идет о миллиардах рублей, и бюджет в кризисных условиях не хочет брать на себя дополнительную нагрузку.

Против госгарантий довольно жестко выступают два ключевых экономических министерства в правительстве – Минфин и Минэкономразвития. Не согласен с перспективой их предоставления и Москомзайм. Эксперты всех этих трех ведомств считают саму постановку вопроса о госгарантиях для инфраструктурных облигаций нонсенсом. Если речь идет о высоконадежных ценных бумагах, обеспеченных будущими доходами, то почему государство должно брать на себя дополнительные обязательства по ним? Тем более при условии, что на выпуск инфраструктурных облигаций смогут рассчитывать не все компании, а только те, кто будет отвечать требованиям, прописанным в законе.

Сторонники предоставления госгарантий в ответ выдвигают свои аргументы. По их мнению, речь может идти о господдержке первых "пилотных" выпусков. Важно, чтобы покупатели не сомневались в возврате вложенных средств. Без госгарантий будет очень сложно добиться этого и "подвигнуть" потенциальных инвесторов на приобретение подобных низкодоходных бумаг.

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ

Ирония судьбы заключается в том, что пока авторы законопроекта и их оппоненты спорят о том, нужны ли госгарантии, и как регулировать обращение инфраструктурных бумаг, на рынке уже размещаются подобные выпуски. В качестве первопроходца в середине марта выступили РЖД, разместившая на рынке два выпуска на 30 млрд руб. под 15% годовых. Правда, это размещение не утихомирило споры, а только подхлестнуло их. Возник вопрос: а нужен ли специальный закон об инфраструктурных облигациях, если РЖД прекрасно обошлись без него. И нужны ли госгарантии, если и без них весь вышеупомянутый выпуск был полностью выкуплен, причем на весьма выгодных для корпорации условиях?

Сторонники принятия закона и госгарантий, впрочем, считают пример РЖД не показательным. Инфраструктурными облигации госмонополии назвать нельзя – скорее, их можно назвать облигациями инфраструктурной компании. Средства, привлеченные таким образом, не будут направлены на реализацию целевых проектов, РЖД распорядится ими по собственному усмотрению. Что же касается госгарантий, то в случае с РЖД они действительно были не нужны. Но не только потому, что эмитент располагал рейтингом, близким к суверенному: немаловажную роль сыграло то, что сделка по выкупу облигаций изначально носила "клубный" характер. И в качестве покупателей выступили банки, организовавшие размещение – Сбербанк, ВТБ и "Газпромбанк". Плюс дочерний РЖД "Транскредитбанк". По аналогичному сценарию сейчас проходит и размещение облигаций "Транснефти" на 35 млрд руб., которое должно завершиться на следующей неделе.

ПОКУПАТЕЛИ НЕ ТОРОПЯТСЯ

Однако даже банки-участники этой сделки признают: облигации РЖД и "Транснефти" – это отдельные сюжеты, не имеющие отношения к "большой истории" инфраструктурных облигаций. В обоих случаях в качестве заемщика выступают компании с кредитными рейтингами, близкими к суверенному. Не факт, что все эмитенты инфраструктурных облигаций будут таковыми. И здесь как раз мог бы помочь механизм госгарантий. Только не факт, что даже он способен сдвинуть дело с мертвой точки. Тем более в своем нынешнем неработающем состоянии, которое констатировал совсем недавно даже президент страны. Даже госбанки жалуются сейчас на то, что они были вынуждены в последние два месяца предоставлять предприятиям кредиты под так и не полученные госгарантии. Веры в то, что с инфраструктурными облигациями дело сложится иначе, у них пока нет.

Поэтому финансово-кредитные структуры предпочитают обождать. Торопиться им некуда: законопроект об "инфраструктурке" поступит в правительство только в начале июня, а принят он может быть, в лучшем случае, в июле. Тогда, как говорят банкиры, и посмотрим на то, будет ли прописан в нем механизм госгарантий, как он будет работать, и какие компании будут выступать в качестве эмитента этих ценных бумаг. И, что немаловажно, как будет в дальнейшем развиваться ситуация на рынке: нынешняя при всех ее плюсах по сравнению с более ранним кризисным периодом все равно не пробуждает у инвесторов аппетита к долговым бумагам с большими сроками погашения. А инфраструктурные облигации как раз должны стать беспрецедентно "длинными".
 
Анастасия Скогорева
slon.ru


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.