|
04.06.2008 Борис Йордан рассчитал пенсионный план
Как рассказал "Ъ" управляющий директор "Ренессанс Life" Олег Киселев, новый фонд
под названием "Ренессанс Life & Pension" начнет работу 1 июля. Компания приобрела
"один из региональных фондов, работающих на рынке с 1994 года". Ни сумму сделки,
ни название приобретенного фонда господин Киселев не раскрывает. Однако, по информации
источников "Ъ", близких к сделке, компания "Ренессанс Life" приобрела Санкт-Петербургский
НПФ "Альтернатива", занимающий в рейтинге крупнейших российских НПФ 222-е место
по объему пенсионных резервов (на 1 апреля 12,3 тыс. руб.). По словам господина
Киселева, пенсионный фонд будет полностью интегрирован в страховую компанию. Стратегическое
управление будут вести топ-менеджеры "Ренессанс Life", у фонда будет лишь свой
операционный офис, который возглавит Андрей Осипов, ранее работавший в НПФ "Русь".
Компания "Ренессанс Life" входит в группу "Ренессанс Страхование". На российском
рынке работает с 2004 года. Основными акционерами компании являются международная
инвестиционная группа "Спутник", принадлежащая Борису Йордану, и Европейский банк
реконструкции и развития.
В первое время работы на рынке НПФ "Ренессанс Life & Pension" будет ориентироваться
на продвижение продуктов обязательного пенсионного страхования. "В этом году был
принят закон о софинансировании пенсий, в связи с чем мы ожидаем всплеск интереса
граждан к пенсионному страхованию",— пояснил господин Киселев. Он утверждает,
что в привлечении клиентов с открытого рынка у "Ренессанс Life & Pension"
есть серьезное преимущество перед другими НПФ. "Продажи "Ренессанс Life" осуществляют
3 тыс. агентов. Такой сети нет ни у одного из крупнейших НПФ, являющихся в основном
кэптивными",— рассуждает господин Киселев. В первые годы работы НПФ "Ренессанс
Life & Pension" станет одним из лидеров рынка, надеется господин Киселев.
У "Ренессанс Life & Pension" есть шансы занять определенные позиции на рынке,
признают эксперты, однако претендовать на существенную долю рынка фонд не сможет.
Дело в том, что полноценный спрос на услуги пенсионного страхования в России пока
не сформирован. "Привлечение одного клиента на открытом рынке обходится сегодня
в 350-800 руб. в зависимости от региона присутствия",— отмечает замгендиректора
компании "Универсальный брокер" Евгений Очковский. При этом президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант"
Сергей Эрлик отмечает, что срок окупаемости этих денег составляет пять-шесть лет.
"Каждый фонд при выходе на открытый рынок должен быть готов к нерентабельности
в течение первых нескольких лет работы",— предупреждает он.
Объем средств пенсионных накоплений, сформированный в рамках государственной
пенсионной системы, оценивается более чем в 400 млрд руб. Несмотря на то что НПФ
и управляющие компании еще пять лет назад получили возможность привлекать эти
средства, к ним перешло менее 10% граждан. Амбициозные планы по управлению многомиллиардными
средствами высказывали десятки пенсионных фондов и управляющих компаний, однако
эти планы до сих пор не реализованы. По словам господина Эрлика, российский пенсионный
рынок еще недостаточно развит: "Люди пока не нуждаются в пенсионном продукте,
им непонятна схема пенсионного страхования, и они отказываются". Поэтому НПФ,
привлекающие пенсионные накопления граждан, пока используют административный ресурс
материнских компаний — к ним поступают средства их сотрудников. Розничные продажи
продуктов обязательного пенсионного страхования минимальны, указывают эксперты,
а административный ресурс почти исчерпан.
У "Ренессанс Life & Pension" нет и возможности использования мощного административного
ресурса: компания рассчитывает исключительно на розничный сегмент. Фонду будет
крайне сложно продавать программы, считает гендиректор компании "МРГ Лайф" Нина
Смирнова. По ее мнению, на сегодняшний день в России не существует успешных примеров
их реализации. "Люди пока не уверены, что долгосрочным проектам можно доверять",—
констатирует госпожа Смирнова.
Александр Ъ-Мазунин
|