На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
09.04.2010 Руины пенсионного фонда
Солидарная пенсионная система, будь она государственной, комбинированной или частной в чистом виде, является одной из основ любого современного, хоть сколь ни будь цивилизованного общества. Суть ее проста и логична. Во всяком случае, на первый взгляд. Как только человек начинает свою трудовую деятельность – он часть своей зарплаты или иных доходов отдает или в государственный или в частный пенсионный фонд. Эти деньги профессиональные управляющие пенсионным фондом частью вкладывают под проценты в высоколиквидные компании, частью используют для того, чтобы платить пенсии уже имеющимся пенсионерам. В Европе нормальным положением считается такое, при котором общие пенсионные выплаты составляют не более 10% ВВП.

Однако у нас сегодня ситуация, мягко говоря, далека от нормальной. Наследство, полученное новой коалицией, новым правительством и новым Президентом от своих предшественников таково – дефицит пенсионного фонда порядка 25 миллиардов гривен, при пенсионных затратах около 18% ВВП и фактически замороженных с 2007-08 года пенсиях. Украина стала, по словам представителя Все¬мирного банка Пабло Сааведра, мировым лидером по... негативному соотношению пенсионных госзатрат и ВВП. Почему же сложилась такая ситуация? Уже утратившие власть представители «оранжевого», а правильнее сказать, майданного лагеря, традиционно ссылаются на две универсальные индульгенции – плохую демографию и мировой финансовый кризис. Однако даже поверхностный анализ показывает всю несостоятельность подобных оправданий.

А нас все меньше, но не настолько...
Действительно, одним из главных преимуществ пенсионной системы советского времени был рост населения страны. Несмотря на все потери первой половины 20-го века – две мировые войны, гражданскую войну и, по меньшей мере, четыре больших голода, почти вся вторая половина 20-го века для Украины прошла под знаком роста населения. К середине 80-х годов прошлого века сложилась крайне благоприятная ситуация, при которой на одного пенсионера приходилось около трех работающих. И это не удивительно. Семьи с двумя детьми считались нормой, при этом не редкостью были семьи с тремя и более детьми. Огромные успехи в борьбе с детской смертностью, достигнутые при СССР, позволяли с оптимизмом смотреть в будущее. Увы, прекрасное далеко не вняло песенке из детского фильма и оказалось жестоко по отношению к Украине. Независимость ознаменовалась для Украины резким ухудшением демографической ситуации. За 19 лет независимость население Украины уменьшилось почти на 6 миллионов человек. Причины такого положения вещей – разные. Тут и падение рождаемости и эмиграция и упавшее ниже плинтуса медицинское обслуживание. Нельзя не вспомнить практически отсутствующий контроль за соблюдением трудового законодательства, рост потребления алкоголя и табака и опять же низкий уровень контроля за качеством продуктов. О том, что одним из основных факторов сокращения населения в Украине являются неблагоприятные условия для жизни, говорит возросший уровень смертности среди трудоспособного населения. Однако, несмотря на все это, пока еще нам удается удерживать сравнительно неплохой баланс между трудоспособным населением и пенсионерами. На 13 миллионов пенсионеров приходится примерно 26 миллионов трудоспособного населения. Безусловное ухудшение показателя по сравнению с переписью 2001 года. Тогда этот показатель был примерно 12 миллионов пенсионеров к 28 миллионам трудоспособного населения. Следует учесть, что трудоспособный – не значит работающий. Трудоспособным гражданином у нас человек считается с 16 лет. Нетрудно догадаться, что многие молодые люди, пока учатся, или нигде не работают, или перебиваются подработками, нигде не регистрируя свои доходы и ничего не отчисляя в пенсионный фонд. Так что реально работающих граждан, имеющих постоянное место работы значительно меньше. При этом с каждым днем количество пенсионеров все возрастает. Уже начали выходить на пенсию граждане рожденные в годы послевоенного подъема рождаемости. И их количество будет только расти. К 2012-15 годам специалисты прогнозируют почти 25% рост пенсионеров в Украине, прямым текстом говоря о наступающей демографической катастрофе.

Однако в том то и дело, что катастрофа эта еще не наступила и при разумной политике, даст Бог, и не наступит. Кроме того не следует демонизировать процесс роста процента пенсионеров. В конце концов, старение населения – проблема общая для многих стран мира. Причем вполне успешных. Увеличение продолжительности жизни и падение рождаемости там компенсируется и ростом трудовой активности среди пенсионеров и ростом доходов населения за счет успешного внедрения в экономику новых методов работы. В любом случае сами по себе демографические проблемы не могли в течении буквально нескольких лет практически уничтожить отечественную пенсионную систему.

Манипуляция цифрами
Каким же образом мы достигли такого катастрофического состояния Пенсионного фонда, если настоящее влияние демографических проблем ожидается только через 2-5 лет? Неужели все дело в мировом финансовом кризисе? На первый взгляд все логично. Кризис ударил практически по всем украинским предприятиям, увеличил количество безработных и доходы бизнесменов и простых работников. А значит и уменьшил поступления в Пенсионный фонд. В итоге пришлось, для выполнения государственных обязательств по выплате пенсий, полностью исчерпать сам Пенсионный фонд и тратить деньги из других фондов. Падение ВВП только в 2009 году составило 15%. В итоге Пенсионный фонд ежемесячно «был вынужден» одалживать из казны 2-3 миллиарда гривен. Так, по версии бывшего руководства страны, и образовался огромный дефицит Пенсионного фонда. К слову сказать, даже если принять это объяснение, оно никого не оправдывает, поскольку такие действия и есть классический пример пресловутого ручного управления экономикой. Судите сами. Деньги, одолженные Пенсионному фонду, изымались из реального оборота. То есть они могли быть инвестированы в качестве поддержки реального производства, возвращены в качестве погашения задолженностей по НДС и т.д. Таким образом от убытков или разорения могли бы быть спасены многие украинские предприятия. А значит они не проводили бы массовых сокращений, могли бы давать доход и своевременно выплачивать легальную белую зарплату. Отчисления от этих доходов и зарплат как раз и должны были наполнять Пенсионный фонд. Это и есть рыночный, легальный метод управления экономикой. Государственные деньги должны не просто проедаться, а давать доход, стимулировать рост экономики. Вместо этого получилось как в анекдоте, в котором дед Мазай и зайцев не накормил, и партизан фашистам выдал.

Проедание денег, к слову, вообще стало визитной карточкой ушедшего в отставку правительства. Помимо пенсионных затрат, для того, чтобы покрыть дефицит бюджета, предпринимались массовые продажи валютных резервов и выпуск ничем не обеспеченных облигаций Госзайма, которые буквально навязывались различным предприятиям и учреждениям. Дошло до того, что налоговики начали вышибать деньги из предприятий на полгода вперед. И все равно денег не хватало. К 13 марта остаток денег на едином казначейском счете составлял чуть больше 1 миллиарда 300 миллионов гривен. Хотя для обеспечения обязательных платежей к этому моменту требовалось свыше четырех с половиной миллиардов. Прибавьте к этому 858 миллионов гривен дотации Пенсионному фонду, 1 миллиард 546 миллионов гривен по так называемым защищенным статьям государственного и местных бюджетов, 648 миллионов гривен пла¬тежей другим клиентам казны, 800 миллионов гривен до сих пор невозвращенной «конкурсной гарантии» участникам скандального конкурса по продаже Одесского припортового завода, 1 миллиард 114 миллионов «поданных к исполнению» задолженностей по компенсации НДС, почти 8 миллиардов денег местных бюджетов, «зависших» денег местных бюджетов и т.д.

Куда же ушли деньги? Этот вопрос задают и простые граждане и политики и эксперты. Ведь если такие суммы вбрасывались на рынок, значит они должны были наш рынок же и стимулировать. Увы, нет. Рынок они стимулируют в первую очередь благодаря тому, что тратятся на приобретении отечественных товаров и услуг. А мы львиную долю товаров приобретали за рубежом. К традиционному набору – бытовой технике и товарам легкой промышленности мы, в силу совершенно бездарной экспортной политики, в последние два года добавили продукты. Вместо того, чтобы поддержать вынужденного повышать цены отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, правительство Тимошенко начало завозить в страну дешевые продукты из-за рубежа. Причем дешевизна их была обусловлена не только высоким уровнем зарубежного производства, но и, в ряде случаев, откровенно низким качеством. Рынок оказался забит белорусским сахаром и эстонским салом, польской свининой и аргентинской говядиной и курятиной, норвежской рыбой и египетской картошкой. Логично, что большая часть оказавшихся на рынке денег ушла иностранным производителям и разнообразным посредникам, которые большую часть доходов бросили в оборот – на очередную закупку импортных товаров. На собственные и одолженные на западе деньги мы стимулировали чьи угодно экономики, кроме собственной.
Заметьте, речь идет только о «белых схемах». Об организации правительством Тимошенко «теневых схем» мы вообще говорить не будем. Это дело правоохранительных органов. Кстати о «теневых схемах». В результате такой политики многие отечественные бизнесены сделали единственное, что они могли предпринять. А именно дружно ушли в тень. По разным оценкам объем теневой экономики в Украине сегодня колеблется в пределах 40-60%. В этом, к слову, кроется солидный разброс между официальными данными по безработицы в стране (около 600 тыс. человек) и данными профсоюзов (около 3 млн.) Говоря проще – миллионы граждан, для официальной экономики являясь безработными или низкооплачивыемыми работниками, на деле работают получая неплохую зарплату. Но налогов и отчислений в ПФ не платят. То есть они бы платили, однако их работодатели не спешат показать свой бизнес государству, реально опасаясь того, что их задавят налогами, штрафами и другими поборами, и они не выдержат конкуренции.

Восстановление доверия
Руина, погром, разруха – такими словами оценивают результаты деятельности правительства Тимошенко и представители нового правительства и независимые эксперты. Однако оценка – одно, а реальные шаги по преодолению возникших проблем – другое. Первая и главная задача – восстановить экономику путем запуска реальных экономических механизмов. Новое правительство активно работает над проектом бюджета и новым налоговым законодательством, предусматривающим 5-летние налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса и общим снижением налоговой нагрузки. И это поможет, спросите вы? Да, безусловно. Судите сами. Подобные меры немедленно начнут процесс массвого выхода из тени украинского бизнеса. А значит работники этих предприятий смогут спокойно отчислять положенный процент в Пенсионный фонд. Общее снижение налоговой нагрузки станет хорошим стимулом для крупного бизнеса вернуть в Украину деньги, осевшие на счетах зарубежных банков. Кроме того эта мера повысит конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с привозной. Что же касается насущных проблем Пенсионного фонда, то, по всей видимости, в ближайшие месяцы решаться они будут за счет бюджетных средств, путем жесткой экономии государства за счет сокращения расходов на государственный аппарат и сворачивания дорогостоящих прожектов предыдущего правительства, таких как массовое строительство разнообразных новых памятников, исторических реконструкций-новоделов и т.д., ежегодно при президентстве Ющенко и премьерстве Тимошенко поглощавших сотни миллионов гривен.
 
eho-ua.com


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.