|
09.04.2010 Руины пенсионного фонда
Солидарная пенсионная система, будь она государственной, комбинированной или
частной в чистом виде, является одной из основ любого современного, хоть сколь
ни будь цивилизованного общества. Суть ее проста и логична. Во всяком случае,
на первый взгляд. Как только человек начинает свою трудовую деятельность – он
часть своей зарплаты или иных доходов отдает или в государственный или в частный
пенсионный фонд. Эти деньги профессиональные управляющие пенсионным фондом частью
вкладывают под проценты в высоколиквидные компании, частью используют для того,
чтобы платить пенсии уже имеющимся пенсионерам. В Европе нормальным положением
считается такое, при котором общие пенсионные выплаты составляют не более 10%
ВВП.
Однако у нас сегодня ситуация, мягко говоря, далека от нормальной. Наследство,
полученное новой коалицией, новым правительством и новым Президентом от своих
предшественников таково – дефицит пенсионного фонда порядка 25 миллиардов гривен,
при пенсионных затратах около 18% ВВП и фактически замороженных с 2007-08 года
пенсиях. Украина стала, по словам представителя Все¬мирного банка Пабло Сааведра,
мировым лидером по... негативному соотношению пенсионных госзатрат и ВВП. Почему
же сложилась такая ситуация? Уже утратившие власть представители «оранжевого»,
а правильнее сказать, майданного лагеря, традиционно ссылаются на две универсальные
индульгенции – плохую демографию и мировой финансовый кризис. Однако даже поверхностный
анализ показывает всю несостоятельность подобных оправданий.
А нас все меньше, но не настолько...
Действительно, одним из главных преимуществ пенсионной системы советского времени
был рост населения страны. Несмотря на все потери первой половины 20-го века –
две мировые войны, гражданскую войну и, по меньшей мере, четыре больших голода,
почти вся вторая половина 20-го века для Украины прошла под знаком роста населения.
К середине 80-х годов прошлого века сложилась крайне благоприятная ситуация, при
которой на одного пенсионера приходилось около трех работающих. И это не удивительно.
Семьи с двумя детьми считались нормой, при этом не редкостью были семьи с тремя
и более детьми. Огромные успехи в борьбе с детской смертностью, достигнутые при
СССР, позволяли с оптимизмом смотреть в будущее. Увы, прекрасное далеко не вняло
песенке из детского фильма и оказалось жестоко по отношению к Украине. Независимость
ознаменовалась для Украины резким ухудшением демографической ситуации. За 19 лет
независимость население Украины уменьшилось почти на 6 миллионов человек. Причины
такого положения вещей – разные. Тут и падение рождаемости и эмиграция и упавшее
ниже плинтуса медицинское обслуживание. Нельзя не вспомнить практически отсутствующий
контроль за соблюдением трудового законодательства, рост потребления алкоголя
и табака и опять же низкий уровень контроля за качеством продуктов. О том, что
одним из основных факторов сокращения населения в Украине являются неблагоприятные
условия для жизни, говорит возросший уровень смертности среди трудоспособного
населения. Однако, несмотря на все это, пока еще нам удается удерживать сравнительно
неплохой баланс между трудоспособным населением и пенсионерами. На 13 миллионов
пенсионеров приходится примерно 26 миллионов трудоспособного населения. Безусловное
ухудшение показателя по сравнению с переписью 2001 года. Тогда этот показатель
был примерно 12 миллионов пенсионеров к 28 миллионам трудоспособного населения.
Следует учесть, что трудоспособный – не значит работающий. Трудоспособным гражданином
у нас человек считается с 16 лет. Нетрудно догадаться, что многие молодые люди,
пока учатся, или нигде не работают, или перебиваются подработками, нигде не регистрируя
свои доходы и ничего не отчисляя в пенсионный фонд. Так что реально работающих
граждан, имеющих постоянное место работы значительно меньше. При этом с каждым
днем количество пенсионеров все возрастает. Уже начали выходить на пенсию граждане
рожденные в годы послевоенного подъема рождаемости. И их количество будет только
расти. К 2012-15 годам специалисты прогнозируют почти 25% рост пенсионеров в Украине,
прямым текстом говоря о наступающей демографической катастрофе.
Однако в том то и дело, что катастрофа эта еще не наступила и при разумной политике,
даст Бог, и не наступит. Кроме того не следует демонизировать процесс роста процента
пенсионеров. В конце концов, старение населения – проблема общая для многих стран
мира. Причем вполне успешных. Увеличение продолжительности жизни и падение рождаемости
там компенсируется и ростом трудовой активности среди пенсионеров и ростом доходов
населения за счет успешного внедрения в экономику новых методов работы. В любом
случае сами по себе демографические проблемы не могли в течении буквально нескольких
лет практически уничтожить отечественную пенсионную систему.
Манипуляция цифрами
Каким же образом мы достигли такого катастрофического состояния Пенсионного фонда,
если настоящее влияние демографических проблем ожидается только через 2-5 лет?
Неужели все дело в мировом финансовом кризисе? На первый взгляд все логично. Кризис
ударил практически по всем украинским предприятиям, увеличил количество безработных
и доходы бизнесменов и простых работников. А значит и уменьшил поступления в Пенсионный
фонд. В итоге пришлось, для выполнения государственных обязательств по выплате
пенсий, полностью исчерпать сам Пенсионный фонд и тратить деньги из других фондов.
Падение ВВП только в 2009 году составило 15%. В итоге Пенсионный фонд ежемесячно
«был вынужден» одалживать из казны 2-3 миллиарда гривен. Так, по версии бывшего
руководства страны, и образовался огромный дефицит Пенсионного фонда. К слову
сказать, даже если принять это объяснение, оно никого не оправдывает, поскольку
такие действия и есть классический пример пресловутого ручного управления экономикой.
Судите сами. Деньги, одолженные Пенсионному фонду, изымались из реального оборота.
То есть они могли быть инвестированы в качестве поддержки реального производства,
возвращены в качестве погашения задолженностей по НДС и т.д. Таким образом от
убытков или разорения могли бы быть спасены многие украинские предприятия. А значит
они не проводили бы массовых сокращений, могли бы давать доход и своевременно
выплачивать легальную белую зарплату. Отчисления от этих доходов и зарплат как
раз и должны были наполнять Пенсионный фонд. Это и есть рыночный, легальный метод
управления экономикой. Государственные деньги должны не просто проедаться, а давать
доход, стимулировать рост экономики. Вместо этого получилось как в анекдоте, в
котором дед Мазай и зайцев не накормил, и партизан фашистам выдал.
Проедание денег, к слову, вообще стало визитной карточкой ушедшего в отставку
правительства. Помимо пенсионных затрат, для того, чтобы покрыть дефицит бюджета,
предпринимались массовые продажи валютных резервов и выпуск ничем не обеспеченных
облигаций Госзайма, которые буквально навязывались различным предприятиям и учреждениям.
Дошло до того, что налоговики начали вышибать деньги из предприятий на полгода
вперед. И все равно денег не хватало. К 13 марта остаток денег на едином казначейском
счете составлял чуть больше 1 миллиарда 300 миллионов гривен. Хотя для обеспечения
обязательных платежей к этому моменту требовалось свыше четырех с половиной миллиардов.
Прибавьте к этому 858 миллионов гривен дотации Пенсионному фонду, 1 миллиард 546
миллионов гривен по так называемым защищенным статьям государственного и местных
бюджетов, 648 миллионов гривен пла¬тежей другим клиентам казны, 800 миллионов
гривен до сих пор невозвращенной «конкурсной гарантии» участникам скандального
конкурса по продаже Одесского припортового завода, 1 миллиард 114 миллионов «поданных
к исполнению» задолженностей по компенсации НДС, почти 8 миллиардов денег местных
бюджетов, «зависших» денег местных бюджетов и т.д.
Куда же ушли деньги? Этот вопрос задают и простые граждане и политики и эксперты.
Ведь если такие суммы вбрасывались на рынок, значит они должны были наш рынок
же и стимулировать. Увы, нет. Рынок они стимулируют в первую очередь благодаря
тому, что тратятся на приобретении отечественных товаров и услуг. А мы львиную
долю товаров приобретали за рубежом. К традиционному набору – бытовой технике
и товарам легкой промышленности мы, в силу совершенно бездарной экспортной политики,
в последние два года добавили продукты. Вместо того, чтобы поддержать вынужденного
повышать цены отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, правительство
Тимошенко начало завозить в страну дешевые продукты из-за рубежа. Причем дешевизна
их была обусловлена не только высоким уровнем зарубежного производства, но и,
в ряде случаев, откровенно низким качеством. Рынок оказался забит белорусским
сахаром и эстонским салом, польской свининой и аргентинской говядиной и курятиной,
норвежской рыбой и египетской картошкой. Логично, что большая часть оказавшихся
на рынке денег ушла иностранным производителям и разнообразным посредникам, которые
большую часть доходов бросили в оборот – на очередную закупку импортных товаров.
На собственные и одолженные на западе деньги мы стимулировали чьи угодно экономики,
кроме собственной.
Заметьте, речь идет только о «белых схемах». Об организации правительством Тимошенко
«теневых схем» мы вообще говорить не будем. Это дело правоохранительных органов.
Кстати о «теневых схемах». В результате такой политики многие отечественные бизнесены
сделали единственное, что они могли предпринять. А именно дружно ушли в тень.
По разным оценкам объем теневой экономики в Украине сегодня колеблется в пределах
40-60%. В этом, к слову, кроется солидный разброс между официальными данными по
безработицы в стране (около 600 тыс. человек) и данными профсоюзов (около 3 млн.)
Говоря проще – миллионы граждан, для официальной экономики являясь безработными
или низкооплачивыемыми работниками, на деле работают получая неплохую зарплату.
Но налогов и отчислений в ПФ не платят. То есть они бы платили, однако их работодатели
не спешат показать свой бизнес государству, реально опасаясь того, что их задавят
налогами, штрафами и другими поборами, и они не выдержат конкуренции.
Восстановление доверия
Руина, погром, разруха – такими словами оценивают результаты деятельности правительства
Тимошенко и представители нового правительства и независимые эксперты. Однако
оценка – одно, а реальные шаги по преодолению возникших проблем – другое. Первая
и главная задача – восстановить экономику путем запуска реальных экономических
механизмов. Новое правительство активно работает над проектом бюджета и новым
налоговым законодательством, предусматривающим 5-летние налоговые каникулы для
малого и среднего бизнеса и общим снижением налоговой нагрузки. И это поможет,
спросите вы? Да, безусловно. Судите сами. Подобные меры немедленно начнут процесс
массвого выхода из тени украинского бизнеса. А значит работники этих предприятий
смогут спокойно отчислять положенный процент в Пенсионный фонд. Общее снижение
налоговой нагрузки станет хорошим стимулом для крупного бизнеса вернуть в Украину
деньги, осевшие на счетах зарубежных банков. Кроме того эта мера повысит конкурентоспособность
отечественной продукции по сравнению с привозной. Что же касается насущных проблем
Пенсионного фонда, то, по всей видимости, в ближайшие месяцы решаться они будут
за счет бюджетных средств, путем жесткой экономии государства за счет сокращения
расходов на государственный аппарат и сворачивания дорогостоящих прожектов предыдущего
правительства, таких как массовое строительство разнообразных новых памятников,
исторических реконструкций-новоделов и т.д., ежегодно при президентстве Ющенко
и премьерстве Тимошенко поглощавших сотни миллионов гривен.
eho-ua.com
|