На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
20.04.2010 Пенсионная реформа будет оправдана даже если предполагаемые трудности и риски будут превалировать над выгодами.

 Интервью корреспондента АрмИнфо с руководителем Центра корпоративного управления, экономистом Тиграном Карапетяном Говоря об особенностях армянской экономики, многие ученые и эксперты в области финансов в первую очередь указывают на ее отсталость, в борьбе с которой страна имеет очень ограниченные рычаги. Одна из таких рычагов, создающих колоссальные возможности для экономики, станет реформа пенсионной системы, которая, кроме того, что призвана повысить социальную защищенность населения, является, пожалуй, единственным источником формирования в экономике «длинных» инвестиционных денег. Именно эти длинные деньги не только в состоянии реанимировать нашу экономику, но и позволят нам подключиться к глобальным переменам на мировом рынке капитала. Г-н Карапетян, в последнее время представители политической и экономической элиты Армении активно обсуждают проводимую властями страны реформу пенсионной системы, приводят многочисленные аргументы “за” и “против” внедрения в Армении накопительной пенсионной системы. Какова ваша позиция по данному вопросу? Я с пониманием отношусь ко всем доводам, которые озвучиваются как сторонниками, так и противниками пенсионной реформы в Армении, детально изучил опыт зарубежных стран, знаком с положительными и отрицательными отзывами о накопительной системе, с упущениями и ошибками, которые были допущены в процессе реформ, в тоже время осведомлен об экономических достижениях реформаторов. В глобальном смысле мир сегодня столкнулся с необратимым процессом старения населения, той части населения, которое создает национальные ценности. Решить сегодня эту проблему и обеспечить общество более или менее достойной пенсией возможно двумя методами - либо прибегнуть к принудительным мерам, то есть заставить людей делать сбережения ради будущих пенсий, либо повысить пенсионный возраст граждан, что активно практикуется в европейских странах. Если действующая в странах мира система пенсионного обеспечения сегодня более или менее устойчива к глобальным угрозам и вызовам человечеству, то через 10-20 лет будет неизбежен коллапс (резорбция) этой системы. И без того сложный бюджет республики не вынесет той дополнительной нагрузки, которая возникнет из-за сокращения числа активного населения, за счет пенсионных отчислений которых сегодня формируется пенсионный фонд. Схемы же добровольного частного пенсионного обеспечения эффективно работают в основном в развитых странах, где бизнес базируется на современных принципах корпоративного управления. В развивающихся странах – в странах с переходной экономикой, где не сформирована корпоративная культура, где предприниматель не осознает свою корпоративную социальную ответственность, эта схемы пенсионного обеспечения просто не приживется, либо будет работать неэффективно. Насколько верно и оправданно принуждать граждан делать сбережения? Правительство путем обязательной системы пенсионного обеспечения принуждает население к следующему – откладывать часть своего заработка и попытаться таким образом обеспечить себе более или менее достойную старость. Этот путь сопряжен с двумя основными рисками. В частности, если заработок трудящихся не позволяет им откладывать на пенсию, то при обязательной системе пенсионного обеспечения, когда они будут вынуждены ежемесячно отчислять 5% от своей зарплаты, жизненный уровень таких граждан может снизиться. Второй риск связан с опасениями граждан в связи с возможным распылением их пенсионных активов. Однако, все эти риски на самом деле не столь серьезны, как хотелось бы некоторым, и есть ряд обстоятельств, которые сводят их практически к нулю. Во-первых, не следует забывать, что размер декларируемой работодателем зарплаты значительно ниже реального заработка работающего. Приблизительный размер теневых зарплат сегодня составляет порядка 40 млн долларов. Это по-прежнему остается серьезной проблемой, как для правительства, так и для самого работающего. Во-вторых, обязательная система пенсионного обеспечения распространяется на граждан определенной возрастной категории (лиц до 40 лет), тех граждан кто еще может рассчитывать на карьерный рост, и как следствие, на рост своей зарплаты с условием соответствующего социально-экономического развития страны. Некоторые эксперты сегодня утверждают, что накопительная система будет эффективно работать только в период бурного экономического роста. На что мы можем рассчитывать, учитывая сегодняшнее состояние нашей экономики, сможем ли мы обеспечить себе в будущем хороший зароботок и достойную пенсию?? Активы пенсионных фондов в основном вкладываются в инструменты с высокой степенью надежности - банковские депозиты, государственные ценные бумаги, ликвидные корпоративные ценные бумаги, фондовые индексы - этого требует закон. Достаточно изучить историю развития мировых рынков капитала, чтобы осознать, что мы теряем, отсрочивая реформу пенсионной системы даже на 1 год. Мировые фондовые индексы, такие как Dow Jones, NASDAQ, которые отражают ситуацию экономик разных стран, динамику ведущих европейских компаний, несмотря на колебания и циклические кризисы мировой экономики, на протяжении нескольких десятилетий удерживают восходящую тенденцию. И если наше правительство будет руководствоваться вложением только в эти инструменты инвестирования, которые считаются лишь усредненными показателями цен акций, то пенсионные активы наших граждан через определенное время достигнут весьма внушительных размеров. Не надо бояться регулярно повторяющихся кризисов и депрессий, ими заканчивается один период развития экономики и начинается новый. Цикличность является закономерностью экономики и может быть нарушена только такими факторами, над которыми человек не властен. Смогут ли управляющие пенсионных фондов устоять перед искушением инвестирования в рисковые проекты, ставя тем самым под угрозу будущие пенсии граждан?? Если определенные обстоятельства могут ввести управляющего активами в искушение, то есть и обстоятельства, которые могут заставить его отступить от необдуманных решений. Ведь решение доверить свои пенсионные сбережения тому или иному управляющему остается за работником, и если управляюший не сможет эффективно работать, более того – злоупотреблять доверием собственика пенсионных активов, то в течении определенного времени у такого управляющего не останется ни одного клиента – работники просто переведут свои активи к другому управляющему. В этой системе остануться профессиональные и разумные инвесторы, инвесторы которые в своих решениях будут руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах профессионального этикета. Никакой здравомыслящий управляющий не пойдет на рисковые проекты, будучи уверенным в том, что этот проект не увенчается успехом, другое дело, что управляющий может совершить ошибку из-за недостаточного профессионализма. В данном контексте значимая роль отведена правительству, которое методом жесткого регулирования и контроля над деятельностью управляющих могло бы гарантировать сохранность будущих пенсий. Часть пенсионных активов согласно законопроекту о накопительной пенсионной системе управляющий вправе вкладывать на фондовых рынках зарубежных стран. Не содержит ли это определенные риски для нашей экономики, ведь здесь мы имеем дело с изъятием капитала из страны? Если управляющий находит, что наилучшая доходность может быть обеспечена за счет частичного инвестирования вверенного ему капитала в фондовые рынки зарубежных стран, то пусть это решает лично управляющий. В глобальном смысле это содержит определенные риски для экономики, поскольку мы имеем дело с временным оттоком капитала из национальной экономики - деньги всегда “идут” туда, где им комфортнее. Но важно не это, гораздо важнее то, что пенсионная система - эта одна из тех сфер, которая способна обеспечить экономику длинными деньгами, без которых, ни одна страна не может динамично развиваться - это аксиома. У нашей экономики никогда не было, и нет длинных денег, этот пробел был якобы заполнен прямыми иностранными инвестициями. Однако, с точки зрения оттока капитала, куда более серьезную угрозу представляют предприятия с иностранным капиталом, нежели пенсионные активы, которые могут быть инвестированы на зарубежных фондовых рынках. Иностранный инвестор свои дивиденты, свой капитал переодически будет вывозить на родину, причем безвразвратно, притом, что пенсионные активы через некоторое время вернуться в страну. Я считаю верным устанавливать определенное ограничение по размеру пенсионных активов, которые могут быть инвестированы на зарубежных рынках, но полностью ограничивать эту возможность не верно, поскольку управляющий должен в первую очередь поддерживать интересы вкладчиков, а не государства. И правительство, и частный сектор и международные структуры должны усердно работать над тем, чтобы довести до простых граждан суть этой реформы. То предположение, что управляющая компания может ошибиться или воспользоваться вверенным ей капиталом в своих интересах, хоть и не безосновательно, но имеет столь же не безосновательную череду антидоводов. Кто-либо может математически или логически обусловить, почему эта система не должна работать в Армении с 1-го января 2011 года? Я не вижу для этого серьезных оснований, рисков и препятствий. Напротив, я могу назвать ряд причин, по которым эта система должна быть внедрена в Армении в ближайшее время. Во-первых, правительство берет обязательство наравне с гражданами участвовать в формировании будущих пенсий 240 тысяч граждан с целью обеспечить им более или менее достойную старость. Во-вторых, при действующей системе размер пенсионных отчислений трудящихся граждан, которые имеют сегодня более или менее высокий заработок, не будет соответствовать их будущей пенсии – пенсия будет гораздо ниже, ведь это очевидно. Далее, при накопительной системе пенсионного обеспечения вкладчики смогут воспользоваться возможностью увеличить свои сбережения настолько, насколько в глобальном смысле растут экономики ведущих стран, сегодня, мы лишены этой возможности. Важно также и то, что для каждого трудящегося гражданина создается стимул, мотив вывести из тени свой заработок - работник сам будет заинтересован в полном декларировании его зарплаты, поскольку государство будет выделять определенный процент именно от его зарплаты, и чем она выше, тем более значим размер поддержки со стороны правительства. Что же делать тем гражданам, которые получают сегодня мизерную зарплату, смогут ли они без дополнительных сбережений обеспечить себе более или менее достойную пенсию? Если экономика страны растет, растут также и зарплаты. Кроме этого, зарплата повышается и с ростом профессиональных навыков работающего, что в свою очередь приводит к росту пенсионных сбережений. Однако, пенсионная реформа будет оправдана даже если предполагаемые трудности и риски будут превалировать над выгодами. Это можно определить путем простых математических расчетов. Действующая система не решает существуюшие проблемы, наоборот более усугубляет. Накопительная пенсионная система создает другие риски, обуздать которые возможно, если механизмы государственного контроля будут жесткие и серьезные. Не менее важна техническая сторона работы системы и именно к этой технической задаче надо подойти со всей серьезностью. Я не утверждаю, что пенсионная реформа не содержит рисков. Любой наш шаг сопряжен с определенными рисками, которые, однако, могут быть сбалансированы.

Беседовала Элита Бабаян
finport.am


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.