|
27.04.2010 Социальных партнеров ждут штрафы
Минздрав начал работу над подготовкой концепции развития социального партнерства.
Пока министерство выслушивает предложения экспертов, среди которых применение
штрафных санкций при несоблюдении соглашений между работодателями и работниками,
а также изменения к Трудовому кодексу в части пересмотра сроков заключения отраслевых
соглашений и повышение статуса института трудового арбитража.
Минздрав взялся за приведение в порядок социально-трудовой сферы, в частности
отношений между "социальными партнерами" — работодателями и профсоюзами. В том,
что система социального партнерства, в которой государство выступает третьей стороной
— гарантом, нуждается в серьезной доработке, уверены в НИИ труда и соцстрахования.
Эксперты института, которые на прошлой неделе представили в Минздрав доклад о
развитии социального партнерства, констатируют: действующая система не достигает
тех целей, которые ставит перед ней законодатель, а именно эффективного предупреждения
социальных конфликтов.
Автор доклада гендиректор НИИ труда и соцстрахования Виталий Федин отмечает,
что социальное партнерство в РФ сдерживается из-за формального отношения и недостаточной
степени организованности самих работодателей при заключении коллективных договоров
и при формировании системы регулирования оплаты труда. Кроме того, эксперт указывает
на пассивность некоторых профсоюзов и низкий уровень правовых знаний, слабый охват
коллективно-договорным регулированием среднего и малого бизнеса.
Более всего в НИИ труда недовольны недостаточным уровнем контроля за выполнением
коллективных договоров и низким уровнем ответственности за их нарушение — там
предлагают ввести санкции за неисполнение обязательств, зафиксированных в договоре,
как в отношении профсоюзов, так и работодателей. Эксперты констатируют, что коллективные
договоры и соглашения "до сих пор не содержат механизма экономической (материальной)
ответственности за нарушение закрепленных в них норм". В пример эксперты приводят
почти полное отсутствие механизма ответственности за задержку зарплаты.
Среди других предложений экспертов — внесение изменений в Трудовой кодекс в части
пересмотра сроков заключения отраслевых соглашений. Так, если в течение года объединения
работодателей и профсоюзов не вырабатывают единой позиции, то вопрос решается
в присутствии "административного наблюдателя" и зачастую соглашения подписываются
с "протоколом разногласий", что противоречит самой системе договоренностей. Эксперты
также предлагают трансформировать практически не работающий институт трудового
арбитража в институт независимой саморегулируемой экспертной организации при федеральной
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Профсоюзы предложения экспертов поддерживают. Руководитель департамента социально-трудовых
отношений Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов отмечает, что обязательства
в соглашениях нередко не выполняются и, "к сожалению, какие-либо меры принять
очень сложно". "Единственная мера — это забастовка. Другие правовые механизмы
действуют слабо. Поэтому иногда приходится принуждать к диалогу при помощи прокуратуры",—
отмечает он. Поддерживают профсоюзы и развитие трудового арбитража, против которого
"ранее выступали власти", а также обязательное распространение отраслевого соглашение
на всех работодателей, приводя в пример сферу торговли в Германии.
Работодатели же не понимают, за неисполнение каких пунктов соглашений они должны
нести ответственность — кроме предусмотренной законодательством. Исполнительный
вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов
считает, что гораздо серьезнее надстроек законодательства содержание самих соглашений.
Те из них, которые заключаются объединениями работодателей, на 80% имеют содержательный
характер и реальные обязательства, в отличие от заключаемых от имени государства,
в которых реальных обязательств "маловато", отмечает он, добавляя, что "главный
принцип социального партнерства — это добровольность".
Дарья Николаева
kommersant.ru
|