|
01.04.2009 Зачем нужен фонд гарантирования инвестиций на ФР?
Совсем недавно ГКЦБФР предложила законопроект «О гарантировании инвестиций на
фондовом рынке», в котором предполагается ряд мер, способствующих возврату потерянных
средств, вложенных инвесторами на фондовом рынке. О том, насколько это предложение
Комиссии является правильным и нужным, FundMarket решил поинтересоваться у эксперта
в этой области.
Более того, сегодняшняя ситуация и затянувшееся падение фондового рынка это наглядно
доказывают. Единственное исключение - создание такого фонда - может быть необходимо
для негосударственных пенсионных фондов, но не для фондов публичных, инвестиции
в которые изначально являются рисковыми. Поэтому я не думаю, что такая идея будет
реализована. Более того, нигде в мире нет подобных структур для такого типа инвестиций.
Для того чтобы минимизировать риски, есть много других способов и инструментов,
которых, к сожалению, пока нет у нас на рынке, в частности - рынка деривативов.
Что касается банковской системы и созданного для гарантирования банковских вкладов
- Фонда гарантирования вкладов, - то там совершенно иная ситуация. Когда человек
отдает деньги в банк, банк становится их собственником, а вкладчик, фактически,
кредитором банка. И если банк разоряется, то человек становится в очередь кредиторов
банка. Если же последний признают банкротом, то Фонд гарантирования вкладов по
депозитам возмещает определенную суму, сейчас это 150 тыс. грн. На фондовом рынке
все по-другому. Когда человек вкладывает в инвестиционный фонд, он становится
совладельцем активов фонда. Это совершенно другой тип правовых отношений. Ведь
отдавая банку деньги на депозит, вкладчик не становится акционером банка!
Это о том, что касается самой идеи. Также есть много погрешностей в реализации
этой идеи. В законопроекте прописан такой термин, как «недоступность инвестиции»
и случаи, когда именно наступает ситуация «недоступности инвестиций». И один из
таких случаев - аннулирование лицензии участника фонду. Однако если КУА лишают
лицензии, то существуют официальный порядок, согласно которому фонд передается
в управление другой компании. Это решение принимает Госкомиссия по ценным бумагам,
она может советоваться с инвесторами, а может и не советоваться. Но ситуация аннулирования
лицензии не означает, что инвестиции будут недоступны. Просто фонд передают в
управление другой компании, и он продолжает функционировать, но уже с другим управляющим.
Почему в данной ситуации должно происходить возмещение инвестиций?! Даже если
предположить, что какому-то количеству вкладчиков фонда таким образом будут возмещены
их инвестиции, что происходит с их паями в фонде? Вкладчики теряют право на требование
инвестиций от этого фонда? Но в этом фонде могли остаться другие вкладчики, которые
не получили возмещение. Как в таком случае будет рассчитываться доля тех вкладчиков,
которые остались? Или если все вкладчики получат возмещение, то что произойдет
с самим фондом и его активами?
Другой случай - когда участник фонда нарушил законодательство. Однако это прямая
обязанность Госкомиссии - следить за этим. Если КУА нарушает закон, то комиссия
может лишить ее лицензии, и ее фонды передается другой КУА. Если участник фонда
нарушает инвестиционную декларацию, то опять же - это нарушение лицензионных требований:
пожалуйста, отбирайте лицензию и передавайте фонд другой КУА!
Что касается четвертого пункта - когда может быть принято решение о ликвидации
срочного институту совместного инвестирования, - то здесь сами акционеры принимают
такое решение. И если акционеры захотят ликвидировать фонд досрочно, то почему
им должны возвращать средства из Фонда гарантирования инвестиций? Они же сами
приняли это решение! В пятом случае, если возбуждено дело о банкротстве КУА, то
фонд передается другой компании. Я уже говорил выше об этой ситуации.
Странным выглядит также тот факт, что частниками фонда являются только компании
по управлению активами и торговцы, которые предоставляют услуги доверительного
управления. Почему участниками не являются все торговцы ценными бумагами? Ведь
любой человек может прийти к торговцу и приобрести через него акции как физическое
лицо. Он может купить акции одного эмитента, а может и нескольких. Почему тогда
эти люди должны остаться в стороне? Почему их инвестиции не будут возмещаться?
Ведь, фактически, когда человек инвестирует в фонд, он инвестирует на фондовом
рынке, он диверсифицирует свои инвестиции, покупая разные ценные бумаги. Именно
это же дают инвестиции в инвестиционные фонды - диверсификацию и профессионального
управляющего, который следит за вложениями. По своей сути фонд является посредником
между инвестором и фондовым рынком, также как и брокер является посредником. Тогда
почему же инвесторы в инвестфондах должны быть защищены, а инвесторы, которые
идут на фондовый рынок самостоятельно, не защищены?!
И последнее - в законопроекте прописано, что участники фонда должны ежеквартально
перечислять 0,1% от средневзвешенного размера активов (для ИСИ). В год получается,
что КУА должна перечислить в Фонд 0,4%. В то же время, в среднем размер вознаграждения,
который берет наша компания за управлением активами, - от 2 до 3%. То есть Госкомиссия
хочет забрать шестую часть нашей прибыли. Получается, что компания 2 месяца в
год должна работать бесплатно или перекладывать эту нагрузку на инвесторов. На
рынке есть фонды, в которых комиссия за управление еще ниже - 1,5%, там отчисления
будут еще больше. Эта цифра, на мой взгляд, совершенно необоснованна и завышена.
fundmarket.com.ua
|