|
06.04.2006 Пенсионная ловушка
Обязательства государства по отношению к пенсионерам растут. Политики продолжают
сохранять государственную монопольную систему. Выйти из нее нельзя. Самостоятельно
заботиться о своей старости можно, но только после уплаты социальных налогов государству.
Получается двойная нагрузка.
В 2004-2005 гг. произошла еще большая дестабилизация государственной пенсионной
системы. За 12 месяцев минимальные пенсии были увеличены на 155%. В результате
расходы на пенсии выросли на 5% ВВП. В 2005 году Украина выплачивала по пенсионным
обязательствам сумму, эквивалентную 15% ВВП. Таких расходов нет ни у одной страны
в мире. Экономическая безграмотность властей и блокировка инновационных решений
в бюджетно-налоговой, пенсионной сферах стали тяжким крестом украинского народа.
Из-за образовавшегося дефицита Пенсионного фонда трансферты из бюджета увеличились
до 5% ВВП (в 2004 г. они составляли всего 1,5% ВВП). Восстановление нормального
финансового состояния пенсионной системы сопряжено со значительными расходами.
Во-первых, затормозится переход на многоуровневую пенсионную систему. В принятом
в 2003 г. законе не предусмотрено механизмов компенсации дефицита такого размера.
Проблема будет отложена, и решать ее с каждым годом станет еще сложнее. Комплексный
подход к пенсионной реформе, когда под нее кроится и бюджет, и вся налоговая система,
украинским законодателям пока концептуально не доступен.
Вторая проблема, вытекающая из блокировки пенсионной реформы — снижение уровня
финансирования других важных проектов: инфраструктура, здравоохранение и образование.
Конечно, государство не может «кинуть» пенсионеров и сказать им: «Уважаемые старики,
спасибо вам за то, что вы 35-40 лет отработали и платили налоги. У нас проблемы.
В бюджете — острый дефицит денег. Так что рассчитывайте на своих детей и на самих
себя». Такое отношение грозит социальным взрывом и политической нестабильностью.
Тем не менее такое развитие ситуации вполне возможно, потому что в случае рецессии
всей экономики бюджет едва ли сможет помогать Пенсионному фонду. Поскольку налоги
в Украине повышать уже дальше некуда, значит, при росте пенсионных расходов надо
будет затягивать пояса в других секторах. Если же правительство все-таки решится
на повышение налогов, то украинский бизнес привычно уйдет «в тень» и бюджет получит
еще меньше доходов. Выйти из этого порочного круга без системных реформ невозможно.
Повышение пенсий в 2004-2005 гг. уже вышло боком государству. Проедаются приватизационные
поступления, растут дефицит бюджета и долги. Если в странах, которые провели пенсионную
реформу, пенсионные вклады приносят реальный доход, то в Украине Пенсионный фонд
работает с колес: то, что заплатили работающие, тут же выплачивается пенсионерам
— без остатка. Очевидно, что собственных ресурсов для осуществления такой политики
у Пенсионного фонда в будущем не будет. Поэтому для выплаты пенсий существенно
увеличился объем трансфертов из бюджета. Без этой помощи (если бы Пенсионный фонд
рассчитывал только на свои силы), социальные налоги надо было бы поднять до 47
— 48%. Если бы произошел такой резкий рост налогов, склонность украинцев к переводу
зарплат в «серую» сферу резко бы увеличилась.
Болезненные меры
«Ремонт» украинской пенсионной системы требует комплексного подхода. Первая его
часть — восстановление финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.
В Украине на одного рабочего приходится почти один пенсионер. Это одно из самых
плохих соотношений в мире. Чтобы улучшить этот показатель, специалисты МВФ и Всемирного
банка предлагают: 1) повышение возраста выхода на пенсию, особенно для женщин;
2) ликвидацию многочисленных льгот; 3) сокращение числа категорий граждан, для
которых предусматривается ранний выход на пенсию; 4) увеличение периода обязательных
взносов в Пенсионный фонд для того, чтобы претендовать на полную пенсию; 5) увеличение
взносов тех, кто работает сам на себя, и работающих в сельском хозяйстве. По разным
оценкам, это позволит сэкономить 3- 5% ВВП.
Реализация каждого из этих пунктов не пройдет без ожесточенных политических и,
вполне вероятно, уличных боев. Тем более, что в Украине пока не видно консолидации
политических сил для реализации программы санации пенсионной системы. Отметим,
что данный пакет мер не является неким уникальным предложением. Примерно такие
же меры предлагаются для поляков, немцев, французов и даже американцев. Только
у них денег в пенсионной системе и в государстве побольше. Если украинскую пенсионную
систему не адаптировать к реалиям сегодняшнего дня, она станет удавкой экономического
развития и предметом постоянных политических торгов. Более того, невыполнение
государством своих обязательств еще больше подорвет доверие к государству. Люди
у нас неглупые. Они быстро сообразят, что пенсия по-украински — это нищета. Поэтому
легко прогнозировать еще больший отток молодежи за рубеж.
В рамках реформы государственной пенсионной системы эксперты МВФ предлагают также
ревизию механизмов индексации пенсий.
По сути дела, данная мера является способом снижения размера пенсий. Да, в 2005
году средняя пенсия превысила половину средней зарплаты, но не превысила $80 в
месяц. С таким уровнем доходов практически все пенсионеры балансируют на черте
бедности. Если государство начнет жонглировать индексами, чтобы реальную пенсию
«съедала» инфляция, то почти 14 млн пенсионеров рано или поздно начнут роптать.
Плохое наследие надо лечить
Неблагоприятное соотношение средней пенсии и средней зарплаты в Украине объясняется
целым рядом факторов. Во-первых, демографическим составом населения. С каждым
годом число пенсионеров увеличивается, а плательщиков в Пенсионный фонд — сокращается.
С 1991 года население Украины сократилось на 4 млн. По прогнозам Пенсионного фонда,
отношение населения пенсионного возраста к гражданам трудоспособного возраста
увеличится с 0,4 сегодня до 0,8 в 2050 году. Если не проводить реформы, то к 2040
году размер средней пенсии будет составлять только 22% от размера средней зарплаты.
Чтобы такая пирамидальная пенсионная система работала устойчиво, необходимо,
чтобы на одного пенсионера приходилось десять работающих. В Украине же один работающий
работает не только на свою зарплату, он также поддерживает одного пенсионера.
В отличие от многих более благополучных стран, базовая пенсия по возрасту исчисляется
для мужчин на основании 25-летнего стажа, для женщин — 20-летнего. Для отдельных
категорий рабочих размер пенсии устанавливается на основе лучших пяти лет или
последних двух лет в рабочей карьере. Пенсионная система также недополучает поступления
от предпринимателей и работающих на селе. Как бы ни старалось государство наладить
учет доходов этих двух категорий работающих, все равно у него ничего не получится.
Поэтому логично было бы перевести предпринимателей и агроработников на индивидуальные
пенсионные накопительные счета. Однако правительство, к сожалению, такие простые,
эффективные решения игнорирует.
Украина попала в пенсионную ловушку. Легкого выхода из нее нет. Если принципиально
не изменить механизм финансирования пенсий, не позволить людям иметь пенсионные
накопительные счета, то старость в Украине будет хроническим кошмаром. Пенсии
тех, кому сегодня 20-40 лет, будет достаточно для несколько походов в недорогой
магазин. Молодежь видит сегодня, как живут старики. Она не хочет повторения такой
судьбы, и готова самостоятельно отвечать за уровень своего благосостояния на пенсии.
К сожалению, украинское государство такой возможности ей не предоставляет. Лучший
в мире опыт пенсионной реформы в Чили нашими властями проигнорирован. К сожалению,
Украина взяла на вооружение европейские решения весьма сомнительного качества.
Своих мозгов для выбора лучшей модели в Украине пока нет. Правительственным экспертам
удобней ссылаться на рекомендации западных экспертов. Им невдомек, что не все
то золото, что западное. Украинские проблемы не решить способами типичного европейского
интервенционистского государства. Нам нужен рынок, т. е. деполитизация и приватизация
пенсионной системы. Чилийцы уже изобрели пенсионный «велосипед». На нем в благополучную
старость могут ехать миллионы простых украинцев.
Показатели пенсионной системы Украины, 1995-2005 гг.
Показатель |
1995 |
1998 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 (прогноз) |
Общие расходы Пенсионного фонда,% ВВП |
7,9 |
9,3 |
8,4 |
10,1 |
9,1 |
11,3 |
14,9 |
Общий размер пенсионного взноса, % |
33,6 |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
Количество пенсионеров, % к плательщикам в пенсионную систему |
0,76 |
0,87 |
0,91 |
0,92 |
0,92 |
0,92 |
0,93 |
Лица трудоспособного возраста, % к пенсионерам |
2,47 |
2,43 |
2,44 |
2,49 |
|
|
|
Средняя пенсия по возрасту, % к средней зарплате |
36,1 |
36,1 |
36,6 |
37,4 |
32 |
40,1 |
50,9 |
Средняя пенсия, % к прожиточному уровню |
55,6 |
63,8 |
32,6 |
49,8 |
65 |
87,7 |
88,7 |
Минимальная пенсия на конец периода, грн |
48 |
53,5 |
59,9 |
47,3 |
92,5 |
284,7 |
332 |
Средняя пенсия, грн |
37,8 |
57,9 |
81 |
133,4 |
185 |
317,4 |
383 |
Источник: МВФ, 2005
Средняя пенсия , % к средней зарплате
Страна |
Средняя пенсия,
% к средней зарплате |
Люксембург |
103 |
Испания |
82 |
Венгрия |
77 |
Голландия |
73 |
Швеция |
66 |
Польша |
58 |
Дания |
52 |
Великобритания |
48 |
Украина |
32 |
Источник: ОЭСР, 2003
Государственные расходы, % к ВВП
Страна |
Средняя пенсия,
% к средней зарплате |
Украина |
14,9 |
Италия |
13,6 |
Германия |
11,4 |
Польша |
10,6 |
Молдова |
8,5 |
Литва |
7,3 |
США |
6,8 |
Азербайджан |
3,2 |
Источник: ОЭСР, 2004
Параметры развития пенсионной системы Украины в 2005-2010 гг., %
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Общий размер пенсионного взноса, % |
31,8 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
Доля трансфертов из бюджета |
30,9 |
32,7 |
29,6 |
26,6 |
23,8 |
20,7 |
Число пенсионеров к числу плательщиков
в Пенсионный фонд |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
Средняя пенсия по возрасту, % к средней зарплате |
50,9 |
50,3 |
48,4 |
46,4 |
44,6 |
42,9 |
Расходы на пенсии, % к ВВП |
14,9 |
15,1 |
15,7 |
16,2 |
16,2 |
15,8 |
Фискальные трансферты, % ВВП |
5,2 |
4,9 |
4,6 |
4,3 |
3,9 |
3,3 |
Источник: МВФ, 2005
Украина: количество пенсионеров, имеющих право раннего выхода на пенсию
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Лица, имеющих право на ранний выход на пенсию, тыс. чел. |
2182 |
2193 |
2194 |
2214 |
2231 |
2241 |
Число пенсионеров, тыс. чел. |
13201 |
13287 |
13388 |
13422 |
13600 |
13800 |
Доля людей, имеющих право на ранний выход на пенсию, % |
16,5 |
16,5 |
16,4 |
16,5 |
16,4 |
16,2 |
Источник: МВФ, 2005
|