|
20.03.2013 Мегарегулятор для НПФов
Система надзора должна быть не жесткой и не слабой, она должна быть превентивной
при условии соблюдения существующего законодательства. Это означает, что она должна
заблаговременно выяснять проблемы у профучастников и помогать им с ними справляться,
а не стараться всех подравнять под один размер. Иначе она будет отражать в большей
степени интересы крупных участников и, в конце концов, мы получим снижение конкуренции,
которое вряд ли пойдет на пользу рынку.
Появление мегарегулятора скорее всего приведет к введению пруденциального надзора
за деятельностью НПФ и повышению требований к капиталу и другим формальным параметрам.
Понятно стремление к повышению их прозрачности и надежности. Однако справится
с этим Мегарегулятору будет не просто. Особенно не ясно как ЦБ удастся преодолеть
конфликт интересов как собственника и как регулятора: Центробанк является активным
участником финансового рынка и одновременно собственником крупнейшей российской
фондовой биржи.
Система гарантий всегда повышает доверие, однако проводить аналогии между НПФ
и банками очень сложно. У них разные инструменты, разные целевые ориентиры по
доходности, разные клиенты, а, главное, разные риски. В такой ситуации уместно
говорить не об аналоге системы страхования вкладов, а о системе гарантирования
результатов инвестирования как средств пенсионных накоплений, так и средств пенсионных резервов. Здесь банковская система резервирования
и АСВ может использоваться лишь как опыт, но вряд ли как технология в неизменном
виде. Например, для средств пенсионных накоплений может гарантироваться размер
номинала страховых взносов, для средств пенсионных резервов – конкретная денежная
величина по аналогии с гарантированием вкладов в коммерческих банках. На наш взгляд,
система гарантий для пенсионных накоплений должна касаться как клиентов НПФ, так
и клиентов государственной и частных управляющих компаний.
Перетока средств с депозитов ожидать не стоит, так как на депозитах обычно размещаются
краткосрочные и среднесрочные деньги, в то время как пенсионные активы инвестируются
на десятилетия.
Изменение организационно-правовой формы НПФ – хорошая инициатива, но малоэффективная
без создания системы притока длинных денег в НПФ и системы контроля за их использованием.
Главная проблема здесь в том, что если сделать одно без другого, то можно спровоцировать
повышение рискованности работы НПФ с пенсионными деньгами, а это чревато серьезными
негативными потерями. Желательно, чтобы это изменение резко повлияло на рынок.
Критерием успеха будет то, что активы пенсионных фондов начнут реально расти,
а доходность НПФ будет стабильно превышать инфляцию и при этом не будет банкротств.
Константин Петров
ВТБ Регистратор
1prime.ru
|