На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
16.03.2007 Первый исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев: «Развитие корпоративной социальной ответственности и Социальная хартия российского бизнеса»
Предлагаем Вашему вниманию Тезисы выступления на парламентских слушаниях в Совете Федерации по теме «Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение»
15 марта 2007 года.

1. Обеспечение прочных позиций в национальной и глобальной экономике через повышение эффективности и конкурентоспособности на основе ответственного предпринимательства, являясь приоритетной задачей российского бизнеса, создает основу устойчивого развития страны. Для серьезного бизнеса, и не только крупного, ориентирующегося на долгосрочный успех и устойчивое развитие, такая постановка вопроса сегодня стала очевидной.

По мнению РСПП, в основе социальной ответственности бизнеса лежит понимание, что любое предприятие оказывает влияние на общество, в котором оно живет и действует, и одновременно испытывает на себе его влияние.

Сильному бизнесу нужно здоровое общество. От этого зависит и качество трудового потенциала, и состояние делового климата в стране, и сокращение рисков, связанных с политической и социально-экономической нестабильностью.

С другой стороны, здоровому обществу нужны сильные, твердо стоящие на ногах компании. За ними стоит создание рабочих мест,  благосостояние работников и их семей, производство материальных благ, улучшающих качество жизни населения, наполнение государственного бюджета за счет налоговых поступлений.

Говоря о взаимозависимости бизнеса и общества, сегодня представляется важным переносить центр тяжести с акцентировки вопросов, в чем расходятся их интересы, на вопросы, в чем эти интересы пересекаются и совпадают. Принципиально важно в этих условиях правильно понимать,  оценивать и разъяснять то место и ту роль делового сообщества, при которых оно, не подменяя собой функции государства, не замещая бюджетные обязательства  по выполнению социальных программ, может действовать наиболее эффективным образом в интересах развития своего бизнеса  и на благо страны.

Российский союз промышленников и предпринимателей предложил платформу для согласования позиций и интересов различных сторон общественного диалога в отношении темы социальной ответственности, которая отнюдь не является конъюнктурной для бизнеса. В ноябре 2006 г., утвержден документ - Позиция РСПП  «Об ответственной деловой практике и нефинансовой отчетности», в котором содержится наше видение вопросов корпоративной ответственности и социальной роли бизнеса (размещен на сайте РСПП).

2. Не секрет, что до сих пор часть населения адресует бизнесу несбывшиеся надежды на государство, когда оно не выполняет свои функции в должной мере. Представители властных структур различного уровня также имеют свои ожидания от бизнеса, которые зачастую диктуются необходимостью решения текущих социальных и хозяйственных проблем в условиях недостаточности бюджетных средств или неорганизованности, и по существу являются попыткой переложить свои обязательства на плечи предпринимателей. Такое взаимодействие вряд ли можно признать эффективным, а ожидание - оправданным.

Правда и то, что в предпринимательской среде так же, как и во вне ее, не все в полной мере осознают, что корпоративная социальная ответственность – это не дань моде, не разовые акции, не только и не столько благотворительность. 

Мы абсолютно убеждены, что благотворительные проекты не могут компенсировать низкое качество продукции, а выполнение обязательств перед акционерами не должно достигаться за счет нарушений трудового или налогового законодательства. Ни при каких обстоятельствах не может быть признана успешной компания, имеющая регулярную задолженность по заработной плате работникам. Но и значительные расходы по реализации социальных программ предприятия не могут оправдать его низкую экономическую результативность.

Важно  находить разумный баланс между поддержанием производственных мощностей, текущими социальными расходами,  а также инвестированием в развитие производства, а это  будущие рабочие места,  доходы бюджета, социальная поддержка работников.

Корпоративная социальная ответственность в нашем понимании - это часть эффективных бизнес стратегий, прежде всего связанная с прямой деятельностью и задачами развития каждой конкретной компании. 

3. Корпоративная ответственность охватывает широкий диапазон действий бизнеса в экономической, социальной и экологической областях. Она базируется на соблюдении законодательства, а также дополнительных добровольных инициативах компаний, вносящих вклад в общественное развитие.

Добровольная деятельность компаний, выходящая за пределы установленных законом обязательств, не должна стать предметом нормирования  и стандартизации со стороны властных структур, что вредит проявлению инициативы. Бизнес ожидает от государства  результативных действий в поддержку ответственного предпринимательства -  создания благоприятного климата для развития деловой активности и эффективных социальных инвестиций бизнеса, расширения практики частно-государственного партнерства в решении социально-значимых проблем, признания результатов ответственных действий компаний.

Хорошим примером конструктивного взаимодействия бизнеса и власти является разработка и принятие Федерального закона о целевом капитале, что позволяет использовать современные инструменты дополнительного  негосударственного финансирования в поддержку развития профессионального образования. Этот механизм может способствовать привлечению дополнительных ресурсов и для решения других социально значимых проблем. Целый ряд инициатив выдвинут РСПП в области развития пенсионных систем. Этот ряд может быть продолжен.

РСПП придерживается позиции, что стратегия  корпоративной социальной ответственности должна иметь долгосрочную основу, за которой стоит экономическая устойчивость предприятий и стабильная выплата налогов, производство качественных товаров и услуг,  создание хороших рабочих мест и безопасной рабочей среды, развитие персонала, содействие развитию местных сообществ, построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами. Только при такой постановке вопроса могут быть достижимы сразу две цели – получение экономической выгоды и удовлетворение ожиданий общества.

Такое понимание принципов ответственной деловой практики изложено в  Социальной хартии российского бизнеса, принятой по инициативе РСПП в конце 2004 года.

Как часть глобального бизнеса российский бизнес подтверждает  Социальной хартией приверженность принятому в мировой практике пониманию корпоративной ответственности. Хартия соответствует ключевым международным документам в области общественного развития и представляет собой своего рода стандарт ответственного ведения бизнеса для российских компаний. Мы считаем важным, что российский бизнес имеет такой национальный документ.  К хартии уже присоединились организации, объединяющие более 5 млн. занятых в большинстве регионов России.

Сегодня мы работаем над тем, чтобы скоординировать усилия РСПП и дирекции Глобального договора ОНН по продвижению принципов ответственной деловой практики в российском бизнес сообществе, опираясь на признание обеими сторонами, что Социальная хартия и Глобальный договор в высокой степени соответствуют друг другу.

Оба эти документа, представляя   собой добровольную инициативу, основанную на гражданской позиции компаний, предусматривают открытость и прозрачность действий, основанных на продуманных собственных интересах бизнеса в достижении принципов корпоративной ответственности, и предполагают наличие  соответствующих долгосрочных стратегий в системе внутрифирменного управления.

Социальная Хартия так же, как и Глобальный Договор представляют собой документы, на основе которых формируется  корпоративная политика и практика, соответствующие принципам и задачам устойчивого развития.

В ближайших планах РСПП – подготовка второй редакции Хартии в целях дальнейшего ее продвижения и более широкого использования в практической деятельности компаний.

Новая редакция Социальной хартии, подготовленная РСПП по итогам консультаций с представителями делового сообщества, должна учитывать накопленный компаниями опыт выработки  и реализации корпоративных стратегий устойчивого развития и социально ответственного ведения бизнеса, а также имеющийся опыт использования Социальной хартии в качестве платформы при подготовке нефинансовых отчетов. 

4. РСПП считает важной задачей содействовать развитию процесса добровольной социальной отчетности, в том числе с учетом международных стандартов, и расширению состава его российских участников.  Число российских компаний, внедряющих практику подготовки нефинансовых (социальных) отчетов ежегодно растет.

Важно отметить, что в среде российских предпринимателей формируются тенденции, характерные для мирового делового сообщества, которое постепенно приходит к пониманию того, что социальный отчёт, включая весь процесс его подготовки и распространения, является важным элементом корпоративной системы управления нефинансовыми рисками, повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности.

Мы считаем, что внедрение добровольной нефинансовой отчётности в корпоративную практику не является уделом только крупных компаний. Любые компании, независимо от размера и вида деятельности, могут использовать апробированные в мировой практике подходы к составлению социальных отчётов, поэтапно реализуя универсальные принципы и методологию и опираясь на передовой отечественный опыт.

РСПП последовательно ведет работу по распространению в российском бизнес сообществе сбалансированного подхода к корпоративной социальной отчетности.

Являясь с 2004 года заинтересованным участником (Organizational Stakeholders)  организации «Глобальная инициатива по отчетности» (GRI) и разделяя предлагаемые GRI принципы, РСПП содействует российским компаниям в освоении и использовании этих принципов на практике. При этом мы полагаем, что выбор инструментария для подготовки  отчета все-таки остается добровольным делом каждой компании.

Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с инициативой создания Национального Регистра  корпоративных нефинансовых отчетов как единого, общедоступного центра сбора и распространения информации. Наша задача -систематизация, обобщение и распространение опыта нефинансовой отчетности; содействие повышению информационной открытости деятельности компаний. Ведение Регистра, начатое в августе 2006 года, включает формирование электронной библиотеки отчётов и размещение её на сайте РСПП. Внесению в Регистр подлежат все типы нефинансовых отчетов, включая экологические, социальные, в области устойчивого развития. Сегодня в Регистр внесено 68 отчетов.

Важно подчеркнуть, что мы считаем подготовку и распространение нефинансовых отчетов добровольным делом каждой компании, не требующим регулирования со стороны государственных структур. Компания принимает соответствующее решение с учетом своих корпоративных традиций, достигнутого в компании уровня управления и, используя целесообразные с точки зрения компании на каждом уровне ее развития, способы  раскрытия информации по результатам своей деятельности. 



 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.