17.03.2006 В 2012 ГОДУ НОРМАЛЬНЫХ ПЕНСИОНЕРОВ НЕ БУДЕТ
Российский президент «поправил» министра здравоохранения и социального развития:
Михаил Зурабов собрался с 1 апреля индексировать пенсии и компенсации льготникам
на 6 процентов, а Путин приказал провести индексацию на 8,5 процента. Эксперты
ведомства, мол, исходили из расчета «предполагаемой, а не реальной инфляции»,
и потому президент поручил министру проиндексировать пенсии и компенсации, «исходя
из реального повышения цен». Что и было торжественно объявлено по всем каналам…
Правда, ничего не было сказано о том, что дела на «пенсионном фронте» очень скоро
могут пойти очень скверно.
«Независимый институт социальной политики» (НИСП) заявил, что к 2012 году «дыра»
в бюджете Пенсионного фонда достигнет 23 миллиардов долларов (примерно в шесть
раз больше, чем сейчас). Государственные ведомства дают более умеренные прогнозы
дефицита: Минздравсоцразвития — 17,5 миллиарда долларов, Минэкономразвития — 16,8
миллиарда.
Но почему возник столь масштабный дефицит?
Четыре года назад, вводя новую пенсионную систему, Белый дом заявлял, что это
вызвано ухудшением демографической ситуации. Прежде в стране действовала «распределительная»
система: пенсии старикам выплачивались за счет отчислений от зарплаты работающих
граждан. Систему сменили на другую, при которой пенсия состоит из трех частей.
Базовая часть выплачивается всем пенсионерам, страховая рассчитывается в зависимости
от зарплаты и трудового стажа, а накопительная формируется за счет инвестирования
части поступлений от единого социального налога (ЕСН).
Однако накопительная система практически так и не заработала, а выплаты страховой
части пенсии оказались под угрозой из-за того, что с 2005 года правительство провело
снижение ставок ЕСН. Взносы, которые платили работодатели на пенсионные цели,
были сокращены с 28 до 20 процентов от зарплаты работников. Но правительство оптимистично
заявляло: раньше социальный налог был очень большой, поэтому предприниматели всеми
силами «прятали» зарплаты, используя «серые» схемы. Проще говоря, платили зарплату
в конверте. А вот после снижения налога, уверяли нас, бизнес в массовом порядке
начнет выходить из «тени», и налоговые поступления даже вырастут, перекрыв потери
от снижения ставки ЕСН.
Рассуждения инициаторов этого плана убедительно опровергла реальность. По данным
НИСП, в прошлом году поступления ЕСН составили всего 4,9% от валового внутреннего
продукта. В 2004 году, до снижения ставок социального налога, они составляли 6,4%
ВВП. И это — на фоне роста доходов населения. Бизнес не только не вышел из «тени»
— он, напротив, еще глубже в нее спрятался…
Объясняется это просто. Новая схема расчета ставок ЕСН оказалась так «умно» составленной,
что снижение налоговой нагрузки реально произошло только для тех, кто получает
меньше 300 долларов в месяц. Для всех остальных налог или остался прежним (если
заработок составляет от 300 до 830 «зеленых»), или увеличился (если заработок
превышает 830 долларов в месяц).
Понятно, что «конвертные» схемы применяют именно там, где реальная зарплата не
слишком мала и уж точно выше 300 долларов. Поэтому результатом введения новой
шкалы ЕСН могло стать только одно: зарплаты начали прятать еще надежнее.
И как же бороться с нарастающим дефицитом пенсионных средств? Прошлой осенью
руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин предлагал создать
специальный «накопительный пенсионный фонд» для страхования бюджета ПФР. А именно:
рассчитать, сколько денег надо оставить в Стабилизационном фонде, чтобы застраховаться
от колебаний цен на нефть, а остальные средства направить на страховку.
Казалось, у этой идеи есть шансы — тем более что ее поддержал даже министр финансов
Алексей Кудрин, который противится любому расходованию средств Стабфонда. Но все
заглохло без объяснения причин.
Еще один метод борьбы предлагали в самом Пенсионном фонде — выплачивать базовую
часть пенсии за счет других налогов (помимо ЕСН), поступающих в федеральный бюджет,
а за счет ЕСН формировать только страховую часть пенсии. Но и здесь — тишина…
Между тем если бюджет ПФР не будет срочно «подключен» к новым доходным источникам,
предотвратить «пенсионную катастрофу» можно будет лишь двумя способами.
Первый способ — повысить ставки ЕСН. То есть признать ошибочным широко разрекламированное
решение об их снижении. После чего неизбежно встанет вопрос об ответственности
тех, кто уверял в чрезвычайной полезности уменьшения ставок, в первую очередь
упомянутого Алексея Кудрина.
Второй способ — поднять пенсионный возраст до 65 лет, тем самым сократив число
пенсионеров. К этому варианту нас уже давно подготавливают, во всяком случае,
соответствующие утечки следуют одна за другой. Скорее всего, до 2008 года эта
перспектива нам не светит. А вот сразу после выборов — более чем вероятно.
Самим же инициаторам пенсионных экспериментов при этом ничего не угрожает: они
будут получать пенсию, размер которой рассчитывается совсем по другим правилам!
Как государственные чиновники они получат пенсию, составляющую в зависимости от
проведенных на этой службе лет от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка.
А это с учетом надбавок и премий, «поощрений» за квалификацию, «особые условия
службы», сложность и секретность — несколько тысяч долларов в месяц.
|