На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
03.02.2009 Страхование накрывается

Где деньги «застряли»

Отрицательный результат по страховой деятельности в этом году, коль скоро он случится, едва ли компенсируют успехи в инвестировании. Их нет. Эта сторона бизнеса российских страховщиков традиционно отличалась низкой эффективностью и прозрачностью.

По словам главного эксперта «Интерфакс-ЦЭА» Анжелы Долгополовой, если компания выполняет предписания регулятора, не ведет рисковую политику и грамотно распределяет свои резервы, то серьезных убытков ожидать не стоит. «Раньше встречались операторы, у которых в отчетности было написано, что 100% средств вложено, например, в акции. Сейчас такого нет. Все более или менее придерживаются нормативов. Правда, в середине отчетного периода могут «гонять» деньги где-то еще, но к его концу стараются придерживаться регламентов», — комментирует Анжела Долгополова. Крупные компании, как правило, отдают приоритет надежным вложениям. Но даже самый консервативный портфель сегодня может просесть вследствие переоценки, тому пример — ВЭБ, управляющий пенсионными накоплениями «молчунов» (подробнее на www.finansmag.ru/pension). А вот данные по некоторым крупным страховщикам. По итогам 9 месяцев 2008 года убыток от инвестиционной деятельности в «РОСНО» составил 669,7 млн рублей, а в Военно-страховой компании, по предварительным данным за 2008-й, — около 300 млн. Впрочем, вряд ли эти потери для них критичны. «Мы находимся в постоянном очень активном диалоге с сотрудниками Allianz в Мюнхене, занимающимися анализом инвестиций. Они разработали для нас ряд предложений и рекомендаций, касающихся того, как оптимизировать инвестиционную политику в период кризиса, изменили и ужесточили требования к банкам. Они очень критически проверяют наших партнеров и помогают понять, кто из них надежен, а кто — не очень», — рассказывает гендиректор «РОСНО» Ханнес Чопра. «Конечно, в кризис мы резко сократили наши позиции на фондовом рынке — сейчас у нас практически нет акций, кроме «Газпрома», которые находятся в портфеле уже много лет — они приобретались по ценам значительно ниже, чем текущие котировки. В то же время заметно выросла доля депозитов и денежных средств: мы сейчас очень консервативны в выборе вложений», — говорит заместитель председателя правления по экономике и финансам «СОГАЗа» Евгений Логовинский. Схожие комментарии дают и другие участники рынка — по душе теперь депозиты, желательно в госбанках.

В условиях тотальной непрозрачности страхового рынка трудно судить, сколько денег застряло в девелоперских проектах. «Ф.» уже отмечал, что сводные данные о структуре активов страховщиков не дают адекватного представления. Номинально доля недвижимости в портфеле может быть незначительной, но фактически через разные инструменты (депозиты, векселя, паи закрытых фондов) можно организовать целевое финансирование конкретных проектов. Нарушаются базовые принципы страхового инвестирования, зато с нормативами все в порядке.

Кстати, о банках — страховщикам теперь аукнется небескорыстная дружба с ними. Обычная практика — доступ к страхованию залогового имущества открывался при условии размещения депозита. Партнерство с теми, кто вел рискованную кредитную политику, сейчас стало вдвойне опасным: мало того, что с дефолтного портфеля ничего не поступает, так еще и деньги «зависнуть» могут. История с «КИТ Финансом», из которого страховщики в течение нескольких недель пытались вывести деньги, уже получила огласку. Осенью прошлого года «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» обратились в суд по поводу возврата депозитов. Сумма претензий первого, например, составила 359 млн рублей. Сейчас, впрочем, инцидент исчерпан, но всех ли будут спасать так же, как «КИТа»?

Острое желание помочь самим страховщикам в действиях властей не прослеживается. Единственная крупная компания с прямым госучастием — «Росгосстрах». В конце прошлого года его глава и совладелец Данил Хачатуров предложил правительству в лице вице-премьера Алексея Кудрина провести допэмиссию на 43 млрд рублей. Вливания со стороны государства при его доле (25% плюс четыре акции) составили бы около 11 млрд. В канун Нового года председатель правительства Владимир Путин одобрил допэмиссию, но без участия государства, согласившись на пропорциональное снижение его доли. Компания готовится к выпуску дополнительных акций, но параметры размещения пока неизвестны. А недавно крупнейшие страховщики поинтересовались у правительства насчет субординированных кредитов. Ответа пока нет.

— Ожидаете ли вы кризиса на страховом рынке?

Евгений Гриханов, генеральный директор IQ Property Management:

— Сейчас правильно проводить тендер. Мы считаем свои деньги, и не готовы просто продлить договор со страховой компанией, не оценив ситуацию на рынке. В условиях кризиса доверия критерии оценки коммерческих предложений будут, безусловно, жестче.

Игорь Ганин, генеральный директор «Прайм Шиппинг»:

— Мы сотрудничаем с известными компаниями, давно работающими на рынке, и пока они ни разу нас не подводили. Я сейчас не вижу, что на судоходном рынке грядет кризис в области страхования — это можно будет узнать только тогда, когда наступит страховой случай и подрядчик не сможет выполнить свои обязательства.

Александр Боков, генеральный директор «Саравиа»:

— У нас совершенно четкие отношения со страховщиками: мы заключаем договоры сроком на год на основе тендера и не видим причин что-либо менять. Я не испытываю сомнений, что у них существует достаточный запас страховых резервов, который позволит исполнить обязательства перед клиентами.

Павел Охотников, замгендиректора по корпоративному финансированию «Евразия логистик»:

— Страховой рынок ждет то же, что и многие другие: мелкие игроки уйдут, десятку сильнейших компаний изменения почти не затронут, между ними и будут перераспределены все клиенты отрасли. Мы распределяем риски по нескольким страховым компаниям.

Марина Букалова, генеральный директор Sky Express:

— Доверие между партнерами должно быть всегда. Это встречный процесс, потому что бизнесы взаимосвязаны. Авиакомпании арендуют самолет, страхуют его и риски и получают доход. Если перевозчики не будут развиваться, то и страховщики не дополучат прибыль.
 
По материалам сайта "Страхование в России"


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.