|
22.02.2007 Пенсионная реформа: подарок преемнику
Семь лет назад средний размер пенсии составлял 30% заработной платы, сейчас 25%,
а в 2015, по прогнозам, окажется на уровне 18%. То есть разрыв между доходами
работающих людей и пенсионеров растет достаточно быстрыми темпами. При этом Россия
взяла на себя обязательства довести так называемый коэффициент замещения (отношение
пенсии к зарплате) до европейского уровня - 40%. Более того, растет и дефицит
Пенсионного фонда (ПФР), который на сегодняшний день достигает 30%. По мнению
Федуна, к 2015 году дефицит пенсионного фонда превысит размеры Стабилизационного
фонда. С одной стороны, государство должно повышать уровень жизни граждан и свои
социальные обязательства. Однако, как мы видим, этого не происходит. Пенсионная
реформа в России зашла в тупик. Федун считает, что в нынешнем своем виде пенсионная
система ведет только к гарантированной нищете. Даже при выходе на пенсию вполне
состоятельных граждан.
Напомним, что катализатором нынешнего всплеска дискуссий вокруг российской пенсионной
системы стало высказывание главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова, который
заявил о намерении вернуть через несколько лет накопления «молчунов» в казну ПФР.
Речь, как известно, идет о гражданах, которые по тем или иным причинам предпочли
оставить свои пенсионные накопления в государственном Внешэкономбанке (ВЭБ), а
не доверить их частным управляющим компаниям (УК). Любопытно, что следом прозвучало
и другое предложение. Им с общественностью поделились чиновники из Минэкономразвития.
Там уверены, что деньги «молчунов» нужно поровну поделить между частными УК с
наибольшей доходностью. Интересно, что ни в первом, ни во втором случае необходимость
поинтересоваться мнением на этот счет собственно будущих пенсионеров, даже не
подразумевается.
На первый взгляд, ничего страшного в высказанных предложениях нет. Казалось бы,
одни и те же деньги перекладываются из кармана в карман одних и тех же брюк. Но
все не так просто. С самого начала реформы в 2002 году все пенсионные отчисления,
которые за работников выплачивают работодатели в рамках единого социального налога,
разделены на три части: базовую, страховую и накопительную (всего 14% доходов
работника). По действующему пенсионному законодательству только от 2 до 6% ЕСН,
в зависимости от возраста будущего пенсионера, человек вправе самостоятельно накапливать,
предварительно выбрав управляющую компанию, то есть каким-то образом влиять на
размер свой будущей пенсии. Остальное государство забирает у трудящихся на выплату
пособий нынешним пенсионерам. Однако чуть более двух лет назад по инициативе Министерства
здравоохранения и социального развития права формировать накопительную часть пенсии
лишили людей старше 1967 года рождения. Таким образом, чиновники пытались погасить
возникший текущий дефицит бюджета пенсионного фонда. А теперь, получается, возможности
повлиять на свою будущую пенсию не будет и у более молодых людей, которые не угодили
лишь одним - до сих пор не приняли решения о выборе управляющей компании. Их отчисления
в накопительную часть пенсии продолжают оставаться на счетах ВЭБа.
В принципе, возможность сохранять эту часть будущей пенсии именно в государственном
банке изначально предусматривалась законодательством. Более того, некоторые чиновники
в первые дни действия нынешней системы утверждали, что доверия ВЭБ у населения
куда больше, нежели многочисленным коммерческим УК. Предполагалось, что и ежегодный
процентный прирост по отчислениям окажется не намного ниже заявляемого УК. Тем
не менее, жизнь распорядилась иначе. Оказалось, что ВЭБ сумел обеспечить лишь
5,7% годовых. То есть с учетом инфляции, которая, например, по итогам 2006 года
составила более 9%, пенсионные накопления граждан не только не выросли, а наоборот,
усохли. Тогда никто и предположить не мог, что ВЭБ, как теперь предполагается,
оставит эти средства на обычных депозитных счетах, а не вложит их пусть даже в
самые консервативные бумаги (долговые обязательства государства).
Но и это не все. Еще осенью стало известно, что величина дефицита бюджета Пенсионного
фонда имеет тенденцию к росту. Одним словом, в случае реализации предложений Зурабова,
люди трудоспособного возраста, которым до пенсии осталось еще 20-30 лет активной
работы, не в состоянии будут самостоятельно повлиять на свое будущее благосостояние
и попадут в такую же безнадежную ситуацию, как и более старшие граждане. Естественно
на этом фоне доверие к проводимой правительством пенсионной реформе подрывается
окончательно. И это в предвыборный год!
Между тем, второй президентский срок Путин начал с заявления о намерении всего
за два года справиться с бедностью в стране. Выходит, не вышло? Впрочем, по данным
Федеральной службы государственной статистики, средние зарплаты за это время в
России выросли на 23%. То есть россияне все-таки стали жить богаче. Только на
пенсионерах это никак не отразилось. Их доходы неспешно индексировались следом
за российской инфляцией, однако даже на йоту не приблизились к уровню заработка
трудящихся граждан. Более того, вдруг выяснилось, что у существующей пенсионной
системы даже резервов нет. Она не только не позволяет существенно повышать размеры
пособия нынешним старикам, но и не может гарантировать достойного пособия будущим
пенсионерам.
Государство столкнулось с дилеммой. С одной стороны, чтобы справиться с растущей
дырой в пенсионном кармане, необходимо срочно повышать налоговую нагрузку. С другой
- и без того высокие российские налоги делают стоимость рабочей силы соизмеримой
с европейской. Об этом заявил руководитель аналитического управления администрации
президента Аркадии Дворкович, выступая на традиционной конференции, проводимой
в Москве компанией Economist Intelligence Unit. По его мнению, по этому параметру
Россия уже не в состоянии конкурировать с некоторыми соседними странами, у которых
рабочая сила стоит в 5-10 раз меньше. А это значит, приток денег в страну может
сокращаться, и как следствие, не за горами замедление экономического роста. Понятно,
что по этой причине от идеи увеличения налогового пресса на бизнес государство
давно отказалось и, скорее всего, в обозримой перспективе к ней не вернется.
Впрочем, на поверку все выглядит не так плохо. По мнению Федуна, государству
не стоит идти по радикальному пути. В РСПП считают, что необходимо подумать о
введении дополнительного пенсионного страхования, разумеется, по желанию работника.
Дескать, такая система уже действует в ряде нефтяных компаний, когда добровольные
отчисления работника на формирование накопительной части пенсии дополнительно
стимулируется работодателем. То есть заботу о собственной старости государство
должно полностью передать на откуп отдельному человеку и его работодателю. Государство
же оставит за собой выплату пособий только тем людям, которые не смогли в течение
активной трудовой деятельности самостоятельно накопить себе на старость. Разумеется,
подобные выплаты ничего общего не имеют с пенсионным обеспечением (фактически
обычное пособие по бедности), и не должны выплачиваться из бюджета пенсионного
фонда. Это забота государства.
Надо сказать, в этом предложении нет ничего нового. Такая идея уже высказывалась
ранее некоторыми депутатами Государственной думы более двух лет назад. Однако
от нее пришлось отказаться. Дело в том, что, реализовывая ее в масштабах всей
страны, государство фактически увеличивает размер подоходного налога сразу на
два и более процентов. То есть переводит этот вид обязательных отчислений из самых
маленьких в мире в разряд самых больших. Не самая популярная инициатива. Тем не
менее, она, в одном из своих вариантов, похоже, становится наиболее компромиссной
из всех. К тому же ее реализация открывает возможность очередного витка снижения
налогов для бизнеса, о желательности чего совсем недавно говорили предприниматели
на встрече с президентом.
Александр Юров,
политический обозреватель РИА Новости.
|