|
18.01.2010 «Убыль населения ни при каких вариантах не может быть благом для страны»
В прошлом году Минздравсоцразвития отрапортовало о рекорде: в августе впервые
за многие годы рождаемость превысила смертность. О том, есть ли у министерства
основания хвастаться, изменилась ли демографическая ситуация в России и понимают
ли ее чиновники, а также сколько мигрантов сможет принимать страна в обозримом
будущем , Slon.ru рассказал руководитель «Центра изучения проблем народонаселения» экономического
факультета МГУ Валерий Елизаров.
АВГУСТ НЕ ПОВТОРИТСЯ
– В последние годы рождаемость немного выросла, а смертность снизилась. Насколько
эти показатели меняют долгосрочные демографические прогнозы?
– Я вообще с большим скептицизмом отношусь к прогнозам на большой срок. Они могут,
скорее, быть прогнозом-предостережением, а что касается собственно демографии,
ближайших задач социально-демографической политики, они малополезны.
Вообще, предсказать с высокой точностью редко удается в демографии, но о ближайших
годах можно говорить более уверенно. Скорее всего, мы прошли тот рост рождаемости,
который был последние три года. Он постепенно затухал, в 2010 году нас ждет либо
то же число рождений, либо чуть больше – инерция роста может продолжиться. А дальше,
где-то после 2011–2012 годов неизбежно снижение числа рождений.
Что касается рождаемости, очень хотелось бы удержать тот уровень, который мы
достигли. Все-таки полтора рождения в среднем на одну женщину – это существенно
больше, чем у нас было в конце девяностых годов. Считаю большим достижением, что
увеличилось число вторых и третьих рождений. Если политика будет умной и достаточно,
скажем, щедрой, то удастся если не повысить, то по крайней мере удержать вторые,
третьи рождения. Потому что однодетность – это тупик.
[Повторения] августа, когда у нас число рождений превысило число смертей, увы,
уже, наверное, не будет. Уже сентябрь дал минус 2000 (превышение смертности над
рождаемостью), октябрь дал минус 12 000, а ноябрь уже минус 25 000 – 26 000. Все,
что можно было получить, мы уже получили. Материнский капитал будет терять свою
роль с этого года, он свою роль уже сыграл.
Дальше все будет сводиться к тому, смогут ли люди содержать тех детей, которых
родили, смогут ли их растить здоровыми. Если государство не усилит поддержку семей
с детьми, то будет большое разочарование. То есть подтолкнуть к рождению – подтолкнули,
а гарантировать достойные условия жизни будет сложно. Многое будет зависеть и
от региональной демографической политики. Нагрузка на регионы усилится, они должны
искать возможность добавлять что-то к государственной политике.
И, наверное, свое слово еще не сказали работодатели. Они в такой же степени,
как государство, заинтересованы в улучшении демографической ситуации, в том, чтобы
у нас не столь быстро сокращалось трудоспособное население. Они должны подумать
о какой-то поддержке семей с детьми, как это делают во многих европейских странах.
Сегодня работодатели как бы отделили себя и свои интересы. Если они будут достойными
партнерами государства в демографической политике, то немножко ситуация будет
лучше.
Что касается смертности, то небольшие успехи были достигнуты, смертность немного
сократилась. Но это не такое большое сокращение смертности, чтобы говорить о том,
что мы выходим на показатели лучших стран, таких, как Япония. Но сдвиг есть. Сказывается
на этом сокращение безработицы, возможность для людей вкладывать свои деньги в
здоровье. А собственные доходы у многих снизились в 2009 году. И затраты на здоровье,
увы, идут не первым пунктом: если люди на чем-то экономят, то, скорее, на здоровье
сэкономят, чем на образовании. Уважения к здоровью нет.
ПРОМОРГАЛИ РОЖДАЕМОСТЬ
– Что сегодня должны делать города и регионы, чтобы подготовиться к демографическим изменениям?
– При планировании социальной инфраструктуры городов [мы] должны научиться учитывать
демографические факторы, демографические изменения.
Самый простой пример: местные власти, региональные власти проморгали рост числа
рождений, который шел с 2000 года. Очереди в детские сады превратились в чудовищную
проблему. Молодые мамы, откликнувшиеся на стимулирование рождаемости, должны быть
уверены, что будет создано соответствующее число мест в детских садах, чтобы они
могли там спокойно оставлять своего ребенка, чтобы заняться образованием, выйти
на работу. Это и удар по трудовым ресурсам, и по семье, потому что это еще и хорошая
материальная добавка, ведь семья платит только 20% расходов детских садов, остальное
брало [на себя] государство. Это огромный прокол системы, что государство не отслеживает
совершенно.
Сейчас будет рост детей, которые пойдут в первый класс, но все ли школы готовы
к такому наплыву первоклассников? Тех, кто родился в этом году, уже больше 1,75
млн, они пойдут в школу через семь лет, а тех, кто родился в 1999–2000 годах,
было 1,3 млн. Число первоклассников ежегодно будет на 50 000 увеличиваться. Спрос
на детские сады пока продолжает расти и будет несколько лет расти. И это будет
происходить волной со средними, старшими классами, с медициной, детским здравоохранением.
Будет увеличиваться число пенсионеров очень быстрыми темпами, потому что в эти
годы у нас выйдут на пенсию самые большие когорты послевоенных лет рождения. Мужчины
1949 года и женщины 1954 г. – это были два пика рождаемости, когда почти по три
миллиона рождалось. Несмотря на потери, большие поколения дожили до пенсионного
возраста. Увеличатся и расходы пенсионного фонда, и нагрузка на здравоохранение,
потому что у пожилых людей обостряются хронические заболевания. Будет меняться
структура тех, кто будет обращаться за услугами.
Когда у нас была создана концепция демографической политики в 2007 году, там
было около 50 пунктов, многие из них здравые, реализуемые, в том числе и повышение
грамотности органов управления в области демографии. Но прошло два года, и этот
пункт фактически не выполнен. Кто с может с этими цифрами грамотно работать? У
меня иногда ощущение, что представление в этой области получают либо из статистической
сводки Росстата или Минздрава, либо из комментариев газетных, которые дают мои
коллеги и я.
Этого мало. Нужна серьезная тренинговая программа для специалистов всех уровней:
уровня министерств, депутатов, органов управления. Такие тренинговые программы
проводят наши соседи, Туркмения и Казахстан, мы пока далеки от этого. Мы пока,
как заявил Минздрав, согласовываем с Минобразованием требования программ переподготовки.
Так чего согласовывать? Одна неделя работы. Сели, сделали и запустили эту программу:
тогда люди смогут грамотно работать и не покупаться на мифические сообщения, что
у нас не будет демографического кризиса, что у нас все замечательно. Надо уметь
работать с реальными цифрами, не пугаться их. И не впадать в эйфорию от улучшения
за один–два месяца.
300 000 МИГРАНТОВ В ГОД
– В какой степени приток мигрантов может компенсировать убыль населения?
– Этот год для нас уникальный. За 10–11 месяцев у нас число мигрантов, переехавших
в Россию на постоянное место жительства, превысило естественную убыль; по итогам
года будет либо почти по нулям, либо превышение численности въехавших. Думаю,
что для России вполне реально принимать 250 000–300 000 мигрантов ежегодно, может
быть, даже немножко больше. В привлечении временных трудовых мигрантов также будет
необходимость. Надо думать о взвешенной, толерантной политике. Не надо бросаться
из крайности в крайность, то привлекать мигрантов, то говорить, что они нам не
нужны. Надо просчитывать баланс, где нам действительно необходимы такие места,
спрашивать с работодателя, чтобы они обеспечивали социальные гарантии безопасности.
- Долго ли число въехавших в Россию на постоянное жительство будет превышать
число покинувших страну?
– На следующий год у нас убыль, скорее всего, будет либо такая же, либо немного
больше. Рекордный миграционный прирост и самая маленькая за последние годы естественная
убыль: эти два фактора в сочетании и дали уникальную ситуацию, что будет даже
небольшой прирост населения. Как сказал Путин на съезде «Единой России»: 2010
год встретят столько же россиян, сколько встретило 2009 год. Но, боюсь, это лучшее,
что мы можем получить: дальше нас, скорее всего, ждет ухудшение. Для компенсации
этой убыли понадобится еще больше мигрантов. Все будет зависеть от выхода из экономического
кризиса, будет ли привлекательна Россия, – от этого будет зависеть и миграционный
прирост. Сможем ли мы удержать смертность? От этого будет зависеть естественная
убыль.
Наша концепция демографической политики до 2015 года стоит примерно на 250 000
в год, до 2025 года ожидаемый миграционный прирост – до 300 000 в год. Будем привлекательны
– будут ехать, они будут оставаться. Если будем ориентироваться только на гастарбайтеров,
то будем получать временное приезжающее население с некоторыми плюсами для работодателей,
так как это снижает социальную ответственность за них, и с минусами для населения,
поскольку эти люди не считают себя россиянами и далеко не всегда готовы уважать
наши правила, наши порядки.
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ НЕ ЕДУТ
– Если посмотреть на отдельные регионы, то что может происходить, например, в
Восточной Сибири?
– К сожалению, та тенденция, которая наблюдается в ближайшие годы, – это миграционный
отток населения, и пока нет никаких оснований, что он поменяется на приток. Для
этого должны серьезно измениться условия жизни. Необходимо думать о большей привлекательности
инвестиционных программ. Как раз программа «Соотечественники» [нацелена на то],
чтобы приезжали люди в те регионы, где не хватает населения. Пока не видно серьезных
подвижек, туда готовы переехать тысячи, в лучшем случае десятки тысяч. Это не
решает проблему. Значит, надо думать о том, как более эффективно использовать
население. Надо думать о том, чтобы не снижалась рождаемость в этих регионах.
Надо думать, чтобы там не снижалась смертность и росла продолжительность жизни.
– Возможно, убыль населения позволит в чем-то упростить структуру управления
в стране?
– Убыль населения ни при каких вариантах не может быть благом для страны. И
для настоящего, и для будущего . Лет тридцать назад французский премьер Жискар Д'Эстен сказал, что общество,
которое не может обеспечить воспроизводство поколений, преступно. Критерием качества
управления всегда являлась неубыль населения. У плохого правителя население сокращается.
Но сегодня ситуация зависит не только от политической воли, но и от демографических процессов,
складывавшихся в прошлые годы. Мы очень сильно зависим от нашего демографического
прошлого, и его изменить мы не можем.
slon.ru
|